Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Голубка из Сельца

 

Рассказ о вызволении автобуса ЗИЛ-158В производства

Ликинского автобусного завода из дачного плена

 

Притулилась Голубка к забору, головой поникла, да так и застыла, словно клуша на гнезде. Время, значит, вокруг неё несётся, годы летят, а Голубка стои́т. В землю потихоньку врастать начала, по бокам мхами покрываться. В салоне то живность какая-то обитала, то склад садовых инструментов располагался, а то и просто хлам всяческий накидан был.

Оно бы так и врастала Голубка в землю, а с годами и сама бы землёю обратилась или на ржавчину вся изошла, конец один. Ан же нет, другая судьба была ей уготована. Ждут Голубку в музее автобусном. А ей уж и не очень хочется. Так привыкла к своему положению, что с места не идёт, упирается. Не понимает, глупая, счастья своего. Ведь Историю транспорта собой пополнить может.

Как же поступить с упрямой птичкою? Пришлось, стало быть, ей объяснять, доказывать, уговаривать, упрашивать, а то и подхлестнуть чуток, так, для сообразительности. Иначе говоря, работа нам предстояла непростая и очень грязная. В первый день ноября месяца эпопея началась...

  

     

  

Примчались мы в Любань – город в Ленинградской области, что на трассе меж двух столиц издревле располагается. От дороги направо на светофоре, чуть более километра, располагается Сельцо. Не глядите на название. Практически городок. Дома многоэтажные, все блага цивилизации налицо. При этом тишина и покой.

Кроме асфальтированных улиц, что к домам местных жителей ведут, имеются в посёлке и грунтовые дороги. В частности, такая дорога проходит мимо участков, тем же поселянам принадлежащих. Именно эта дорога, как предполагалось, и должна была стать нашей главной магистралью в ходе процесса извлечения автобуса с участка.

Теперь собственно об автобусе. Машина ликинского производства, то есть – ЗИЛ-158В с логотипом «ЛиАЗ». Полная история машины к настоящему времени неведома. Из разговоров с владельцем участка удалось выяснить, что работал автобус в местном совхозе. Однако было ли это место работы изначальным, или он приехал в совхоз уже бывалым, выяснить не получилось. Из того же источника информации, автобус был установлен на участке при помощи трактора Кировец лет тридцать назад. Я бы предположил гораздо больший временной период пребывания Голубки в огороде.

Каких-либо маркировок, табличек при первичном осмотре обнаружить не удалось. Правда, такой задачи и не ставилось. Бросалась в глаза лишь одна надпись в салоне – «Не курить Не сорить», нарисованная не по родной краске.

С первого же взгляда стало ясно, что процедура извлечения простой не будет. Автобус качественно врос в землю. Хотя землёй это можно было бы назвать с некоторой натяжкой. Скорее – болотная жижа вперемешку с глиной. Колёса на переднем мосту мало того, что пустые, ещё и вывернуты вправо. Разумеется всё заржавело намертво и не двигалось. С задним мостом всё гораздо хуже. Слева колёса были пустыми, а вот справа они отсутствовали напрочь. Не обнаружен был также и тормозной барабан. Как затаскивали автобус в таком виде на участок, остаётся только гадать. При этом машина накренилась на правый борт, качественно утонула в местной почве (читай – жиже), и правая сторона заднего моста превратилась в своеобразный якорь.

Идея откапать автобус по периметру была. И в принципе даже начала реализовываться. Однако после нескольких часов покопушек стало понятно, что откапать можно, но это недели две плотной работы. Земля и глина мокрые, прилипают к лопатам, работа очень тяжёлая и не особенно нужная. От затеи обкапывать автобус отказались.

Теперь о том, чем собственно и привлекла Голубка наше внимание. Рассматривать автобус в качестве основного для реставрации, скорее нет, чем да. Музей располагает аналогичной машиной. Однако на данном кузове было обнаружено множество важных элементов в гораздо лучше сохранившемся виде, нежели на автобусе у нас имеющемся. И самым важным элементом рассматривалась крыша. Кроме того, различные молдинги, фонари, элементы кабины – педали, щитки – всё это очень даже могло быть востребовано.

  

     

  

     

  

     

  

     

  

Неподалёку от автобуса, на соседнем участке был также обнаружен некий раритет – надетая на небольшой сарайчик крыша какого-то транспортного средства, вероятно, из шестидесятых.

  

   

  

Вскоре к нам подъехал колёсный трактор и было решено попробовать вытянуть автобус из болота силами этой техники. Немало пришлось покопаться, чтобы зацепить трос за передний мост. По окончании сей процедуры трактор взялся за дело. Он урчал и елозил, закапывался в жижу и снова выезжал, перецеплялся и начинал с начала. Он сделал всё что только мог, но ни на миллиметр не продвинул автобус.

  

     

  

     

  

     

  

Расписавшись в полной своей несостоятельности, в данном конкретном случае, трактор укатил, оставив лишь весьма объёмистые траншеи от своих колёс на участке. Засим было решено работы на сегодня завершить, и ехать снова на следующий день на эвакуаторе, чтобы решать проблему принципиально иными средствами.

  

     

  

На следующий день прибыли совместно с нашим парковым эвакуатором. Как я уже отмечал, в Сельце имеются дома многоэтажные городские, и расположены они на возвышенности. А в низине, соответственно, садовые участки. И дороги тоже разные. Наш транспорт по асфальту двигаться может, по грунту раскисшему – нет. Так и получилось, что занял эвакуатор место на высоте, и с горки этой окружающее пространство обозревал. А снизу на него с некоторым недоверием и любопытством взирала Голубка.

  

     

  

     

  

Задачу поставили сорвать автобус с насиженного места и дотащить, как минимум, до грунтовой дороги. На дорогу эту эвакуатору путь был заказан. Далее действовать по обстоятельствам. Сказано-сделано. Распустили трос лебёдки, зацепили, натянули...

Тут были сомнения в прочности кузова. У автобуса-то рамы нет, ферма, а это совсем другая конструкция. Не исключали, что автобус выйдет из грязи не весь, а только передней частью, памятуя о бесславной попытке с наскока вытащить автобус трактором. Однако Голубка порадовала. Не смотря на многолетнее стояние во влажной земле, автобус неспешно двинулся вперёд и даже, как показалось, без особых сложностей. Вот что значит мощная техника (это я про эвакуатор).

Медленно, но уверенно Голубка подползала к забору. Забор такого напора не выдержал и рухнул. Весь. Пришлось его удалить. Забегая вперёд, скажу, нам впоследствии необходимо было его, забор, на место устанавливать, что потребовало изрядных усилий. Эвакуатор полностью выполнил задание, Голубка, не без некоторого удивления для себя самой, выглянула с участка на улицу. Теперь требовалось решить вопрос с дальнейшей транспортировкой. Для обнаружения необходимого буксира наш руководитель с владельцем участка отбыли на местные сельскохозяйственные предприятия.

Все описанные выше наши действия не остались незамеченными местными жителями. Но если большинство смотрело на происходящее с интересом и не более, то одна, до нездоровья бдительная гражданка сочла, что нарушаются её права. Стоящий у дома эвакуатор она сочла угрозой местной экологии, о чём и поспешила громогласно проинформировать всех присутствующих. Воплями всё не ограничилось, женщина вызвала полицию. Полицейские приехали быстро. Однако не обнаружив на месте ни малейшего состава преступления, слуги закона вскоре ретировались. Бдительная дама более претензий не высказывала.

  

     

  

     

  

     

  

Воспользовавшись паузой в работе, решили оглядеться по сторонам. В Сельце, как уже отмечалось, все приметы цивилизации. И как подобает уважающему себя поселению, есть здесь и свой памятник. Расположен он на территории школы.

На постаменте стоит послевоенный артиллерийский тягач АТ-П. Сей монумент, вероятно, известен весьма узкому кругу. Пожалуй, лишь тем, кто целенаправленно интересуется подобными памятниками, да немногочисленным местным жителям. Установлен он вдали от широких трасс и проспектов. К тому же, его неплохо маскируют своими лапами вечно зелёные ели, поэтому он не особо хорошо просматривается с дороги.

  

       

  

Тем временем к месту действия прибыл гусеничный бульдозер. Проделав путь по той самой грунтовой дороге, он подъехал к автобусу и зацепил его также за передний мост. Повторно были опасения, что машину может располовинить. Но вариантов других не было, и бульдозер с Голубкой отправились в путь. Не сказать, чтобы тягачу было легко, но справился. Несколько раз перецеплялись, но буквально через 15 минут автобус уже стоял на таком месте, куда может подъехать и трал и эвакуатор и подъёмный кран. Самая сложная часть работы была выполнена.

  

     

  

     

  

     

  

В результате буксировки Голубки с некрутящимися колёсами дорога не стала особо хуже, но в паре мест была несколько подыспорчена. Дабы исключить какие-либо нарекания со стороны как местных жителей, так и властей, бульдозер проехал по дороге ещё раз и своим ковшом разровнял вспученное. Приличия были соблюдены. Оставалось лишь вернуть на место порушенный забор и думать, что делать с Голубкой дальше.

  

     

  

А вопрос, как ни странно, оказался не прост. Трал, прибывший на место, а правильнее сказать – его водитель решительно отказались от метода затаскивания автобуса на трал лебёдкой, апеллируя к тому, что такой способ попортит поверхность прицепа. Спорить с этим утверждением было совершенно нелогично. А ко времени описываемых событий уже стемнело. Поэтому было решено дальнейшие действия отложить до обретения ясности как в прямом, так и в переносном смысле.

  

     

  

Заключительный этап эпопеи состоялся после больших выходных. До девятого ноября автобус спокойно стоял и нас дожидался. Дождался. Прибыли мы на сей раз во всеоружии, каковое заключалось в трале, снабжённом подъёмным краном. Именно такая техника и была нужна. Тягач с прицепом бодро подъехал к автобусу и началась операция по погрузке. Для этого использовались четыре цепи – «паук» и матерчатые стропы – чалки, для обхвата кузова.

  

     

  

     

  

     

  

     

  

После установки Голубки на прицеп выяснилось, что она выходит за габариты по причине вывернутых передних колёс. Собственно, это не стало новостью. Необходимость демонтажа передних колёс рассматривалась и к этому процессу подготовились. с собой был захвачен дизель-генератор, который и был задействован. По счастью, открутить потребовалось всего пять гаек на обоих колёсах вместе. И немудрено, колёса прикручивали совсем не для того, чтобы эксплуатировать машину. Основным инструментом ту стала болгарка. Гайки были подпилены так, чтобы не испортить колёсные диски, и колёса были демонтированы.

  

     

  

     

  

     

  

     

  

Автобус был установлен, должным образом закреплен. Некоторые плохо держащиеся фрагменты кузова были удалены заранее, чтоб не растерять их по дороге. Казалось, можно было отправляться в путь, ан нет... Выяснилось, что сдвинуться с места тягач не в состоянии. Застрял. Многократные попытки откопаться, подкладывание под колёса различных камней и кирпичей ни к чему не привели. После пары часов бесплодных, хотя и интенсивных попыток выбраться своими силами, было решено идти за подмогой.

  

       

  

Местный тракторист согласился придти нам на помощь. Но и эта процедура не дала ожидаемого результата с первого раза. Трактор пришлось не единожды перецеплять, а грузовик ещё раз поднимать при помощи его же крана, и снова подкладывать под его колёса камни, кирпичи и деревяшки. После нескольких попыток трактор смог таки извлечь наш грузовик, а с ним и автобус из песчаного плена.

  

     

  

     

  

Дальнейшее развитие событий описывается очень просто. Проделав путь от Любани до города-героя Ленинграда без происшествий, мы вместе въехали в Автобусный парк № 1, который отныне станет домом для Голубки. Судьба её пока не решена. Всё будет зависеть от детального и скрупулёзного исследования, которое ещё впереди. Но, вероятнее всего, этот автобус станет одним из доноров для реставрационных работ, конечной целью которых является пополнение коллекции исторических автобусов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» машиной марки ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода.

Ноябрь 2022 г.

  

     

  

P.S. Уже по прибытии попытались распознать номер кузова, и это действо удалось. Отталкиваясь от него можно будет попытаться узнать что-либо об истории машины. Хотя, это будет и не легко. Поскольку в самое ближайшее время работы с автобусом проводиться не будут, решено было спрятать Голубку от дождя и снега под покрывалом.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024