Жизнь современного мегаполиса немыслима без
транспорта. Словно кровь в сосудах живого организма, наполняет он собой
городские магистрали. Одним из важнейших видов является транспорт
общественный. Обозначение говорит само за себя, им, без преувеличения хоть когда-нибудь, да пользовался
каждый. Городские трамваи, троллейбусы, автобусы давно стали привычной
обыденной повседневностью, а нередко их даже называют элементами городского
ландшафта, что вполне справедливо и оправдано.
Но век техники гораздо короче жизни
человеческой. И вот, уже те автомобили, что четверть века назад вовсю катали
пассажиров, теперь – музейные экспонаты. Они исчезли с улиц города,
перестали быть элементами обихода, атрибутами обыденной жизни, но остались у
многих горожан в
памяти.
Большой популярностью в наши дни пользуются
технические музеи, выставки и фестивали. Проводятся парады исторической
техники и в нашем городе. Однако жителям отдалённых от центра районов не
всегда легко выбраться на подобные мероприятия. А если ещё и с детьми,
вообще сложно. Но выход есть, и его блестяще продемонстрировали купчинцам
руководители муниципального округа № 72, за что им огромное спасибо! Если у
вас нет возможности выбраться в музей, не отчаивайтесь, музей приедет к вам!
Ведь речь идёт о транспорте – экспонатах вполне мобильных. Так родилась идея проведения фестиваля ретро-транспорта в нашем районе.
Но «Купчинская весна» – это не только старинные
автобусы, троллейбусы и трамваи. Это и множество развлекательных программ:
песни и танцы, игры и мастер-классы, награждения и чествования. Иначе
говоря, на фестивале каждый смог найти себе занятие по-сердцу.
|
Фестиваль проводился 3-го июня. Какая же это,
спро́сите вы, весна? А я отвечу,
фестиваль-то ретро, значит и календарь тоже ретро. Потрудитесь припомнить,
чем отличался Юлианский календарь от Григорианского? А ведь именно по
старому стилю жила вся Российская империя. И доныне все православные
праздники отмечаются у нас именно по Юлианскому календарю. А вспомните такой
уникальнейший праздник, как Старый новый год (осмысленно это сочетание слов
не переводится ни на один другой язык), это ведь тоже отголосок того самого
древнего календаря. Итак, на дворе весна, 21-е мая, милости просим в
Купчино!
С самого утра начала прибывать к месту выставки
различная техника. Свои места в кармане, то есть – боковом проезде проспекта
Славы заняли автобусы, предоставленные главным городским перевозчиком
пассажиров – СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и частной компанией
RetroBus. В подвижном составе последней не только
автобусы, но и множество автотехники самого разного предназначения: от
грузовика ГАЗ-52 с бочками (основной и прицепа) для торговли в розлив пивом
и квасом до самого представительного лимузина советского производства 1960-х
годов – ГАЗ-13 «Чайка».
Чуть позже начали прибывать образцы техники,
предоставленные для выставки другим не менее знаменитым и, я бы сказал –
легендарным городским перевозчиком – СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Простите
за пафос, но я повторю, легендарным. Ленинградский трамвай давно стал одним
из символов города, его визитной карточкой. Не даром же Ленинград называли
трамвайной столицей Союза. Но не только, это ещё и символ мужества и
несгибаемой воли жителей осаждённого города, открывших трамвайное движение в
блокированном Ленинграде не взирая на голод и разрушения.
Вы спросите, а каким же боком тема блокадного
трамвая относится к Купчину? А я отвечу, да самым непосредственным! Хотя
вагоны различных модификаций модели МС (моторный стальной), которые в
основном и мелькают в блокадной хронике в качестве пассажирских в Купчине не
работали, но зато первый трамвайный купчинский маршрут открывали Американки
– те самые трамваи, что были сделаны у нас в городе по американскому образцу
ещё в начале 1930-х и работали на городских маршрутах не одну блокадную
зиму.
После войны Американки (они же – МА-ПА, что значит моторный американского
типа и прицепной американского типа, а позже ЛМ-33 ЛП-33, расшифровывается
как ленинградский моторный 1933 года и ленинградский прицепной того же года)
были капитально отремонтированы и ещё многие годы работали как в центре
Ленинграда, так и в новых районах, одним из которых как раз и было Купчино.
Но Американка на фестиваль в этот раз не приехала. Зато из ретро моделей
были Слон (ненастоящий) и Машка. История любой модели трамвая ленинградского
производства достойна полноценного описания. Кратко о моделях ЛМ-49 ЛП-49 и
ЛМ-68М, которые были представлены на выставке. Те самые Американки, что
прошли войну, в значительной степени были изранены. Некоторые кузова были
настолько повреждены, что эксплуатировать их было невозможно. После войны на
базе таких вагонов была создана модель ЛМ-47 и прицепной вагон ЛП-47.
Обозначение всё то же – ленинградские моторный и прицепной образца 1947
года. Однако Американка была деревянной, новый же вагон делался
металлическим. Соответственно он стал значительно более тяжёлым. Избыточный
вес крайне негативно сказывался на трамвайных путях. Вот эта особенность и
явилась основой для появления прозвища «Слон».
Однако уже вскоре был разработан проект нового вагона (поезда), получившего
марку ЛМ-49 и ЛП-49. Поезд своими формами в значительной степени напоминал
Слона, хотя и имел многочисленные отличия, бросающиеся в глаз как
специалистам, так и обычным пассажирам. Первым из которых были раздвижные
двери, нигде более в наземном транспорте не применявшиеся, но известные всем
по вагонам метро. Благодаря внешнему сходству прозвище «Слон» перешло и на
эту модель. Однако, справедливости ради, я всегда добавляю – Слон
ненастоящий. Именно такой поезд, то есть – моторный вагон с прицепным и
прибыл на фестиваль и занял путь на первой купчинской трамвайной станции –
Проспекте Славы.
Другим ретро вагоном был ЛМ-68М, за последнюю букву получивший устойчивое
прозвище Машка. Можно было бы сказать, что это упрощённая версия вагона
ЛМ-68, известного по прозвищу Аквариум. Упрощённая в плане кузовных
преобразований, но при этом значительно более прочная, надёжная и
совершенная.
Справедливости ради, надо сказать, что открывали трамвайное движение в
Купчине наравне с Американками именно Аквариумы. Машки появились чуть позже.
Однако не один десяток лет именно эти вагоны колесили по всем купчинским
маршрутам, отчего и стали привычными и узнаваемыми. Машки, как и их
предшественники Аквариумы, нередко составлялись в поезда из трёх вагонов. В
наших краях такие составы можно было встретить по 49-му и по 25-му
маршрутам. В отличие от более древних моделей, у которых прицепной вагон был
балластным, вагоны ЛМ-68 и ЛМ-68М были моторными все. Когда поезд состоял из
двух вагонов, то работали они по системе, известной специалистам, как СМЕ,
что значит – система многих единиц. Не вдаваясь в детали, скажу, что суть
метода в том, что каждый вагон приводится в движение свом двигателем, а
управляются они все из кабины первого вагона.
Когда моторные вагоны модели 1949 года уже отжили своё, оставалось ещё много
прицепных ЛП-49. Порой эти вагоны прицепляли к моторным Машкам как вторым,
так и третьим в составе. Такие составы получили прозвище Динозавр. Крайне
редко, но всё же такие случаи описаны, Динозавров можно было встретить и в
Купчине на 25-м маршруте.
|
Тем временем другая часть экспонатов музея электрического транспорта нашего
города занимала места в кармане проспекта Славы. Это, разумеется, были
троллейбусы. Самого первого троллейбуса, который и открывал движение в
Купчине на фестивале увидеть не получилось. Зато приехал уже неоднократно
выставлявшийся в городе на самых разных выставках и фестивалях аттракцион
для детей – шасси троллейбуса МТБ-82.
Идеальным для такого фестиваля было бы сочетание как минимум трёх знаковых
моделей троллейбуса: МТБ-82, ЗИУ-5 и ЗИУ-9. Все эти образцы имеются в музее
Горэлектротранса (официально именуемом экспозиционно-выставочным
комплексом), что расположен на Васильевском острове. Однако прибыл на
выставку только один из этого списка – ЗИУ-682Б, который и является по сути
одной из модификаций ЗИУ-9. Машина не очень сильно отличалась внешне от
предшествующей модели – ЗИУ-5. Но существенным изменением стало увеличение
количества дверей до трёх и организация накопительных площадок. Троллейбусы
эти появились на ленинградских дорогах в начале 1970-х, и совместно с уже
эксплуатировавшимися к этому времени Икарусами окончательно разрушили
ленинградскую традицию (правило) входа пассажиров только в заднюю дверь, а
выхода из передней.
|
Автобусов, тех, что перевозили первых купчинских новосёлов, на фестивале
тоже увидеть не случилось. А открывали движение в новом городском районе
автобусы, получившие в среде шофёров прозвище Голубка. Это машины ЗИЛ-158В (ЛиАЗ).
В автобусном музее нашего города имеются такие машины, но они требуют
реставрации и в ближайшее время широкому кругу представлены не будут. Однако
тут можно найти повод для дискуссии. Дело в том, что ещё задолго до
реинкарнации Купчина в виде городского района по Южному шоссе ходили
маршрутные автобусы (это было с начала 1950-х годов) до кирпичного завода №
4 и были это машины ЗИС-155. А такой экспонат в автобусном музее имеется.
Вообще модельный ряд эксплуатировавшихся автобусов в Купчине был довольно
широк. Не считая Голубок, это были всевозможные модификации модели
львовского производства – ЛАЗ-695 (Б, Е, М, Н). Различные модификации
легендарного ликнского Скотовоза ЛиАЗ-677. Хотя последние в Купчине работали
лишь на некоторых маршрутах (многие годы территорию Купчина обслуживали в
основном Первый и Седьмой автобусные парки, в подвижном составе которых
ликинских моделей не было). И конечно же главный советский автобус-иномарка
– Икарус.
Первые ленинградские городские Икарусы модели 66 в Купчине не появлялись, да
и не могли, поскольку Купчина как городского района ещё не было. Зато машины
модели 556, запомнившиеся тремя дверьми и белой раскраской с красной полосой
по новопроложенному проспекту Славы уже колесили. По нему же пошли и первые
Гармони – сочленённые Икарусы 180 в той же раскраске. Одним из первых
маршрутов, на котором работали Гармони, стал 11-й. Это был маршрут-экспресс.
То есть, он останавливался не на всех остановках, а только в самых людных
местах, оттого ехал быстрее обычных маршрутов. Увы, Икарусов версий 556 и
180 на фестивале не было.
Зато были представлены их наследники – Икарусы серии 200. Модульная
конструкция автобуса более полувека работающая в Союзе, а затем и на
постсоветском пространстве (доныне есть ещё места в провинции, где
встречаются эксплуатирующиеся Икарусы) знакома каждому ленинградцу. Творение
известного венгерского инженера Ласло Финты, они и городские и пригородные,
и междугородние (туристические), все имели схожие черты.
Большие просторные Коротыши, ещё более вместительные Гармони много
десятилетий сменяя друг друга развозили и купчинцев и всех ленинградцев.
Нельзя не отметить, не все и не всегда были в восторге от этих машин. Это
тема для отдельной статьи, и такая статья уже
написана. Тем не
менее у многих эти автобусы вызывают и ностальгические воспоминания, хотя
казалось бы, было это не так уж и давно. Последняя Гармонь в С.-Петербурге
работала именно у нас, в Купчине по 31-му маршруту и завершила свою трудовую
деятельность ровно 10 лет назад, в 2013 году. И именно эта машина –
последняя турбированная модификация Икаруса 280 была представлена на
фестивале. Кроме Гармони, выставлялся на фестивале и Коротыш – Икарус 260.
Он также как и Гармонь работал в Автобусном парке № 7, а ныне пополнил собой
коллекцию исторических автобусов Пассажиравтотранса.
Советский автопром представляли два автобуса, также очень хорошо известные
ленинградцам. Лев – автобус львовского завода модели 695 версии Н. Эта
машина стала последней модификацией, использовавшейся в пассажирских
перевозках в Ленинграде, а затем и в Петербурге. На самом деле выпускались и
более новые модификации, но они уже городом не закупались. Автобус этой
модели вообще-то был скорее пригородным, нежели городским. Двойные ряды
сидений, две двери и отсутствие накопительных площадок – ярко
свидетельствовало об этом. Тем не менее, его нередко использовали на
городских маршрутах. Львы были в составе всех городских автобусных парков.
ЛиАЗ-677, он же – Луноход, он же – Скотовоз, он же – Крокодил. И это ещё
далеко не все прозвища, коими награждали его как водители, так и пассажиры.
Машина со звоном бутылок. Этот характерный звук, издаваемый автобусом при
стоянке с работающим двигателем, стал одной из его основных примет, визитной
карточкой, если хотите. Нередко доводилось слышать споры «специалистов»,
обсуждающих, что это, звук двигателя или автоматической коробки. Ну и дураки
же вы все, именно так хочется произнести при подобном стечении
обстоятельств. Звук издаёт первый карданный вал, вращающийся на холостом
ходу. Да и то, звук этот свидетельствует о разрегулировке узла, то есть он –
признак неисправности, хотя и не критичной.
Но всё это специфика. Посетители фестиваля, по большей части, простые
пассажиры и не разбираются в тонкостях. Им просто интересно было зайти в
знакомый с детства автобус, присесть на мягкие сидения, вспомнить юность, а
может и рассказать кое-что пришедшей в их компании молодёжи.
Были на фестивале представлены и самые новые автобусы – газовые и
электрические. Техника эта, хотя и возит пассажиров уже не первый год, всё
ещё тестируется эксплуатационниками. Засим подробно описывать её не стану.
Подождём, жизьнь сама отсеет неудачные модели, а те что останутся и
проработают столь же долго, как и советские машины, вот они тогда и будут
достойны подробного описания.
|
А
детишкам интересно всё! Они с удовольствием залезали
в любой автобус. Для большинства из них это какой-то
марсианский агрегат, которого они никогда и не
видели. У них уже совсем другое восприятие этих
отслуживших свой век машин. Они для дентей экзотика.
Ну что же, и это не плохо, пусть расширяют свой
кругозор. Как знать, может детский интерес со
временем и перерастёт в нечто большее.
Конечно не меньшим успехом пользовались и
экзотические машины. Пожарная машина, маршрутное
такси и скорая помощь пользовались бешеным успехом.
Не менее интересна была детям и бочка с квас/пивом.
Что уж и говорить про троллейбусные шасси, которые
специально и предназначены для того, чтобы по ним
лазать и руль крутить (а он крутится). А уж сколько
фотографий в этот день пополнили домашние коллекции,
того никто никогда не сможет сосчитать.
|
Но отнюдь не только автомобильный транспорт смог порадовать своим
присутствием купчинцев на фестивале. Самый экологический транспорт – гужевой
также присутствовал. Все желающие за небольшую плату могли прокатиться на
лошадке по территории Парка Интернационалистов. Конечно, сей аттракцион
более всего привлекал маленьких посетителей.
Возможностей для развлечений на фестивале было с избытком. Возможность
прокатиться на самых необычных велосипедах, попробовать себя в роли
художника и конструктора, просто поиграть в замысловатые игры. Детишкам
немало веселья доставили инспектор и Чебурашка, в игровой форме знакомившие
детей с правилами дорожного движения.
В сувенирной лавке, что была установлена меж автобусов, можно было
приобрести сувениры и книги на транспортную тему, а также книги по истории
Купчина.
|
В итоге выражу своё мнение – фестиваль удался! Особенно приятно, что он стал
традиционным. Такой традицией не грех и похвастаться. Ну и разумеется,
надеюсь на продолжение.
P.S. Хорошо когда рассказчик о событии смог лично всё
осмотреть, везде побывать, прочувствовать, так сказать, ауру праздника. А
если это не получилось, что делать? Довольствоваться малым... Вот у меня
именно так вышло. Значительную часть событий я был вынужден пропустить по
той простой причине, что являлся, в некотором смысле, участником
в организационной составляющей мероприятия. Мне было поручено проведение
автобусных экскурсий по району. Запланировано было две экскурсии на
туристическом Икарусе. Трасса была заранее обговорена и под неё планировался
соответствующий рассказ. Однако страшная трагедия – дорожная авария на
перекрёстке Софийской улицы и проспекта Славы, случившаяся в то утро
совершенно исковеркала планы. Весь день проспект Славы был закрыт для
движения. Не проехать было и по Софийской. А именно по этим улицам и
проходила трасса экскурсии. На прочих купчинских улицах образовались
ощутимые пробки. В результате провести экскурсии по плану мне не удалось.
Должен признаться, что это были худшие мои экскурсии, и писать об этом более
не хочется. А праздник всё же удалось мельком увидеть, чему свидетельством
представленная выше галерея. Разумеется, это не полный фотообзор, ну да
лучше так, чем никак. Зато на следующем мероприятии, проводившемся отдельно,
но также в рамках фестиваля, мне удалось побывать уже в качестве самого
обычного посетителя. Соответственно и рассказ буде полнее.
|
ПОД ПАРОВОЗОМ В ПОЕЗДЕ НА МАЛЕНЬКОЙ ДОРОГЕ
В рамках фестиваля устроителями были организованы экскурсии на Малую
Октябрьскую железную дорогу и в метродепо (электродепо) «Южное», что
расположено за станцией метро «Шушары». Экскурсии проводились как в день
фестиваля, так и на следующий день, что дало возможность желающим и на
основном фестивале побывать, и на рельсовые раритеты взглянуть.
В депо метрополитена я попасть не сумел, а вот по детской железной дороге
прокатиться время выбрал. Не скрою, интерес к узкоколейке появился не вчера.
Много лет, практически – с момента озвучивания проекта строительства, я
следил за созданием и эксплуатацией южной трассы Малой Октябрьской, и моё
видение всего этого процесса изложено в
статье.
И вот я в составе группы экскурсантов, организованной руководством МО № 72.
В числе участников и руководитель муниципального совета и вдохновитель
проведения фестиваля – Павел Швец. Нам предстоит путешествие в одном из
вагонов поезда Малой Октябрьской (детской) железной дороги, который потянет
вперёд старенький, но очень бодрый паровоз.
|
Паровоз уже ожидал своих пассажиров на станции Молодёжная. Попыхивая и
пуская пары, он готовился к путешествию. Юные железнодорожники (паровозная
бригада) разрешали всё фотографировать и даже заглядывать в кабину (будку).
Затем была посадка в вагоны. Наш вагон был, можно сказать, битком. Мест даже
кому-то не хватило.
Поезд тронулся, издав протяжный сигнал. Погода в тот день не баловала, было
сумрачно, периодически накрапывал дождик. Пейзажи за окном и без того не
особо колоритны, а в такую погоду уж и совсем. И немудрено. С одной стороны
вдоль всей трассы насыпь ширококолейной железной дороги – трасса первой
российской общедоступной чугунки. С другой стороны высоченные дома новых
городских районов, а затем поля и трасса проспекта, ведущего в город Пушкин
(он же – Царское Село, он же – Детское Село).
Значительно интереснее было в вагоне. Тут сперва юные железнодорожники
проверяли билеты, затем рассказывали об истории Малой Октябрьской. Не могу
не отметить, что при рассказе с одной стороны вагона, в противоположной
детский голос едва различим, поскольку поезд двигается и отнюдь не бесшумно.
Так мы прибыли к станции назначения под названием Царскосельская. Пассажирам
было предложено из вагонов выйти. Паровоз от состава здесь отцепляют. И
далее он уже без поезда отправляется обратно в Купчино к Молодёжной. У
специалистов это называется «идти резервом». Наш же состав в обратном
направлении пойдёт уже под тепловозом, то есть локомотивом выступит тепловоз
ТУ10 Колибри.
|
По прибытии на вокзал наше путешествие не закончилось. Участникам группы МО
№ 72 было предложено посетить депо, которое также является и выставочной
площадкой МОЖД.
Особо большим количеством экспонатов музей похвастаться не может, но все
представленные в павильоне (депо) объекты, несомненно, достойны внимания.
Группу вёл молодой экскурсовод, который довольно подробно рассказывал о
каждом из экспонатов.
Тут надо заметить, что группа экскурсантов была весьма разношёрстной.
Присутствовало много детей самых разных возрастов. Надо отдать должное
экскурсоводу, ему было непросто привлекать внимание всей этой публики, но со
своей задачей он справлялся.
В депо были представлены два тепловоза ТУ1-001 и ТУ2-060. Последний стоял
локомотивом музейного поезда. Истории у обоих тепловозов весьма непростые и
грустные. Оба работали на Малой Октябрьской (не первое место службы) в
Озерках-Шувалове (как теперь её называют – на северной трассе). Ни тот, ни
другой не на ходу. Оба были погорельцами. Оба много лет ждали
восстановления. Ждали, ждали, и всё же дождались (нередко у нас бывает
иначе). От оригинального ТУ2-060 калужского завода 1956 года выпуска мало
что осталось. Однако общие внешние черты сохранены. ТУ-3-001 также
представляет собой «обёртку». Тепловоз чехословацкого производства 1957
года. Много лет он пребывал в разобранном виде на хранении в разных местах.
Восстановлен в Калуге в 2018 году.
Автодрезина ПД1-671 с характерным капотом ГАЗ-51, представляющая из себя по
сути рельсовых автобус, тоже не на ходу. Собственно, в марке и зашифровано –
пассажирская дрезина. В исходном состоянии машина оборудовалась домкратом,
расположенным по центру кузова и предназначенным для разворота дрезины
методом подъёма над путями. Выдумка не из лучших. Насчёд действенности
сказать не могу, вживую процесса никогда не наблюдал. Такая дрезина вполне
живая имеется на Тёсовской узкоколейке, желающие покататься на таком
агрегате,
прошу
туда.
|
Любопытным экспонатом по праву может быть назван макет поезда с паровозом
Проворный Царскосельской железной дороги – первой российской общедоступной
железной дороги, что была открыта в 1837 году между столицей и Царским
Селом. Макет был построен в 1987 году и много лет стоял в специальном
стеклянном павильоне на Витебском вокзале Ленинграда. Он даёт общее
представление о том, как выглядели первые железнодорожные поезда России, но
рассматривать его в качестве модели и тем более копии ни коим образом
нельзя. В 2007 году макет был реставрирован. По всему судя, реставраторы не
обладали необходимыми знания дореформенной грамматики, оттого на бортах
вместо требуемой в конце слова буквы ер (твёрдого знака) изобразили букву
ять. В результате грамотный человек прочтёт: «классе» или «Петербурге» (см.
фото), что, мягко говоря, нелепость.
|
Самым содержательным выставочным экспонатом, без сомнения, может быть назван
музейный поезд. Некогда это был состав для перевозки пассажиров.
Впоследствии он был отставлен от работы (списан) и переоборудован в музейный
комплекс. Именно комплекс, поскольку переходя из вагона в вагон вы
перемещаетесь от одного выставочного зала в следующий.
В вагонах представлены самые разные элементы и атрибуты целого ряда детских
железных дорог Советского Союза и России. Тут и форма, и проездные
документы, и удостоверения, конечно же множество самых разных фотографий
подвижного состава и станций. Ряд экспонатов снабжён QR-кодами,
позволяющими подробно изучить устройство и предназначение предмета.
Всем экскурсантам было предложено лично прокомпостировать выданный тут же в
поезде музейный сувенирный билетик. Компостер с электрическим приводом
установлен тут же в одном из вагонов.
|
Последний вагон поезда-музея переоборудован под кинозал. Здесь
демонстрируются фильмы по истории железнодорожного движения и детских
железных дорог, в частности. Именно в этом зале просмотром увлекательного
фильма и окончена была экскурсия для жителей Купчина, организованная
муниципальным округом № 72 в рамках фестиваля «Купчинская весна». Хочется
надеется, что все участники поездки, независимо от возраста, остались
довольны визитом и долго ещё будут вспоминать этот интересно проведённый
день.
|
|