Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

ПОСЛЕДНИЙ РАБОЧИЙ ИКАРУС

Фрагменты истории автобуса технической помощи Т-12 с несчастливым концом

 

 

Мы познакомились с ним как только я устроился в парк. Удивить меня Икарусом трудно. Как-никак, а без малого десять лет на гармони на линии отработал. Три гармони сменил. И все три лохматками были. А следовательно, устройство волей-неволей изучать приходилось. Оттого с техникой в целом знаком.

Но технарь, он же – обрубок, это не то, что линейный. Он до некоторой степени машина элитарная. Во всяком случае, в те годы, что я на линии трудился, так считалось. И верно, технарь временем не скован, расписания и интервалов не имеет, ездит не от столба до столба, да и в машину к себе кого хочет может посадить. Попробовали бы мы на линии такие вольности.

Технари в годы моей линейной жизни занимались в основном тем, что помогали водителям чинить поломки, если сам водитель отчего-то не справляется. Основной задачей технарей в те годы были смена колёс и буксировка. Причём со сменой колёс практически сразу давался возврат, поскольку подменку привозили из столь откровенного утиля, что работать на них было попросту небезопасно.

Всю это методу работы технарей я прекрасно знал, и в общем-то рассчитывал на что-то похожее. И не скажу, чтобы уж совсем просчитался. Действительно, застал я чуть-чуть ещё то благостное время, когда возвраты давали диспетчеры, а технари ездили действительно по делу, а не как теперь, лампочки на дороге менять. Но это тема отдельная, о ней можно немало написать. Со временем попробую заняться.

Технарь с бортом Т-12 встретил меня в разобранном виде. Вообще на технаре должны работать 4 человека, при графике 2×2. Но на двенадцатом был всего один человек. К нему я пришёл сменщиком. Со временем в экипаж влился ещё один сменщик и нас стало уже трое. Это кое-что. А то в одно лицо ремонтом заниматься не особо результативно. А чинили машину сами, разумеется.

  

     

  

Что же такое есть технарь-обрубыш? Это обычная линейная гармонь, которая выкатав или же малость недокатав свои километры до списания, переделывается, как правило, силами парковой ремзоны в техническую помощь путём отчекрыживания прицепа и модернизации салона. При такой переделке, как правило, меняются и документы. Автобус категории "D" перестаёт существовать, а пред нами предстаёт Икарус 280 – грузовик категории "C". Разумеется, в салоне оставляли сидения, несколько штук, чтобы можно было взять кого-либо, но не нарушая ПДД.

Таких технарей из гармоней обрубленных в Союзе многие годы было видимо-невидимо. Во всех больших городах так поступали. Да и не только в Союзе. В странах соцлагеря также обрубки были. То есть факт доказанный. Чем же хороша гармонь укороченная? А вот чем, конструкционно гармонь предназначена для таскания прицепа. Следовательно, имеет необходимые усиления в ферме. Это и есть самое важное качество. Нет крайней надобности в дополнительных работах с кузовом, не считая конечно крепления задней стенки и фаркопа.

Кроме того, обрубленная гармонь оказывается короче даже короткого коротыша. Сложная фраза… Поясню, есть короткие коротыши – Икарус 260, а есть длинные – Икарус 263. и из тех и из других раз от разу тоже делись технари. Но коротыш гораздо менее манёвреннен, нежели обрубок, а к тому надо проваривать – усиливать ферму и мудрить с креплением фаркопа. А на обрубыше это всё значительно проще. Ситуацию уразумели ещё в семидесятых. Известны прецеденты, когда гармони модели 180 превращали в технарей. Но расцвет обрубков – это конечно серия 200.

Мой технарь не был каким-то особым исключением. Всё по упомянутым выше правилам. Ещё в линейной жизни он несколько раз сменил бортовые номера (перебивался), и теперь я уж даже уверенно не скажу, каким он был изначально. В официальных его документах была написана полная ахинея, не попали не только с годом рождения, но даже модификацию указали другую. Это конечно только специалист сразу поймёт, а таковых немного. Честно говоря, меня вся эта хрень с документами нисколько не волновала. Во всяком случае, Икарус в этом точно не виноват.

  

   

   

   

   

  

     

  

Салон моего обрубыша был, если можно так выразится, классическим. А классика предполагала разделение на две секции – рабочую и спальную. Передняя секция спальной и была. Тут реальный топчан размещался. Он был весьма востребован. Столик обязательно. Несколько сидений, как я уже выше отмечал. Ну и собственно кабина. Салон имел отопление. Надо отметить, что все технари наши ездили на воде. В качестве печек использовали передний икарусный радиатор.

Второй салон был рабочим. Он не отапливался. Считалось, если ты работаешь, не замёрзнешь. Тут были не всегда аккуратно сложенные многочисленные запчасти и великое множество самого разнообразного инструмента. Все эти болты, ключи, гайки, ремни, хомуты и прочие атрибуты многие годы собирались постепенно и в итоге порой образовывали весьма объёмные кучи, сундуки, ящики. Кое-что следовало бы сразу выбрасывать. Но советский менталитет диктовал – сохранить в укромном уголке, авось когда и пригодится.

В салоне по бокам было два верстака. В ящиках хранилось вышеописанное и множество всего другого. А на столах был инструмент и несколько приспособлений. Обязательно был наждак. Он работал от половинки бортовой сети. У двери был установлен подъёмник для колёс с пневматическим приводом. Пожалуй, этими агрегатами механика и ограничивалась. Домкраты в машине были разных типов, гидравлические и реечные механические. Сцепное устройство – дышло в нескольких экземплярах и множество разнообразных переходников для сцепки с различными типами автобусов.

Тут надо отметить, что территория эксплуатации технарей-обрубков была не столь уж и широка. Обычно это городские районы. А Первый парк в те времена ещё очень даже был парком междугородним. Множество маршрутов курсировало на просторах России, да и за пределы выезжать случалось. А гармонь, она быстро не ездит, как ты не старайся. Вот оттого и было в парке два технаря на базе мягких. Был короткий мягкий, то бишь 256-й и длинный – 250-й.

Я как в технари подался… тут бы надо оговориться, чтоб не возникло непонимания, я работал водителем технической помощи, проще говоря – технарём. И Икарус мой являлся технарём, иначе  – машиной технической помощи. Выходит, я технарь и он технарь, то есть мы – близнецы-братья, ну, вроде как – партия и Ленин. Так вот, молодым технарём будучи я сразу в оборот был взят и начались мои покатушки на мягкой техничке в качестве второго водителя. Ведь по правилам, если ехать надо куда-то далеко (более 200 км), то в машине должны быть два водителя. Вот по этой причине, например, в Новгород мотались в одно лицо, а во Псков уже парой. Так я много где покатался. Единственно, за границей не случилось побывать.

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

  

А на своей техничке, на двенадцатой, особо дальних рейсов у меня не случалось. Самый рекордный прогон был в Пупышево. В то время ходил туда маршрут нашего парка. Помню там, прямо в садоводстве, казус вышел, мотор товарищ потерял. На 5256, только двухдверном. Были у нас такие, теперь давно уже нет. Ну, ничего, подвесил мотор кое-как, зацепил и помчали со скоростью 20 километров в сутки. Добрались таки потихоньку.

Вообще кого только таскать не приходилось. Автобусы разные были. А толкачей в парке не было. Вернее так, были, но не работали. Я когда сюда пришёл, этому обстоятельству немало был удивлён. В Седьмом, где я много лет на линии работал, в голову не могло никому прийти, чтоб технарь в загоне работал. На то толкачи есть. А тут обрубок едва не каждый день толкать с ямы на яму посылали. Техничек-обрубков в парке было два. И ещё два мягких. Я уж об этом писал. Так вот и на головном, и на филиале обрубки регулярно толкатнёй занимались. Бывало и друг друга таскали, всякая машина сломаться может. Тем паче – технари, они какую уж жизнь проживают.

Всё ветшает с годами, и люди, и техника. А время не стоит на месте, движется. И прогресс какой-никакой раз от разу случается. Правда, порой он больше на регресс смахивает, но куда ж от этого деваться. В общем, пришёл в парк КАМАЗ с кунгом, а точнее – МАВР. В качестве нового прогрессивного технаря. И никто на него садится не хотел. А и верно, машина-то совсем не приспособленная. Как грузовик-то он и не плох. Сел, километров 300 прогнал, да вышел. А тут же, раз по сто на дню влезай-вылезай. А технари-то, шофёры, в большинстве своём, они на машины похожи были. В том смысле, что откатали свой стаж на линии, а потом и в технари перебирались. Иначе говоря, большинство технарей были пенсионерами, людьми немолодыми, коим прыжки все эти были затруднительны.

Так и стоял КАМАЗ-МАВР у забора, экипажа дожидался. И таки дождался. 11-й технарь в один не самый прекрасный день дал дуба – ферма пошла. Тому причины были, но сейчас не об этом. Вот тогда весь экипаж с Т-11 на Т-12 пересадили, а нас троих с Икаруса сняли, одного человека нам добавили и на первый в ГУПе КАМАЗ.

Так и распрощался я с моим обрубышем. Жалко. Не хотелось уходить. Он был последним Икарусом, на котором я в жизни работал. Кататься на Икарусах и теперь случается, но работать уже не придётся никогда. Эпоха Икарусов ушла безвозвратно.

Минул год, в парк ещё два МАВРа поступили. И волей-неволей всех стариков из обрубка турнули. Перебрались ветераны наши на КАМАЗ. Хоть и не долго, но поработать им на новой технике довелось. А обрубыш официально списали. Номер у него был уникальный, единственный такой в ГУПе оставался. Во всяком случае, я других не видел. Ещё советский, белый, серии ЛОО. С ним и списали.

Ну списать-то списали, но от работы не отставили. Сделали из него парковый толкач. Хотя один только загонщик на нём и работал, все остальные отказывались. Хороший был мужик. На олимпиаду ездил в Сочи, всё было в порядке. А потом вдруг рак обнаружили и сгорел как свечка месяца за четыре. Так обрубыш мой остался без водителя, никто более на нём уже не работал. Загнали его на задний двор, там и оставили.

Ещё с год пролетело времени. Уж музей образовался. А в Третьем парке пустое пространство появилось. И туда стали машины стаскивать, те, которые музейные, но за ремонт которых не планируют в ближайшее время браться. И Двенадцатый оказался в их числе. Сперва он там на яме стоял. Потом на улице. Кто-то стекло салонное у него спёр, уж и не знаю, зачем. Он уже вроде как в музее числился. Но числился в качестве донора.

  

 

  

     

  

Снова время минуло. Работа технаря изменилась до неузнаваемости. О том можно отдельный рассказ написать, а то и книгу. И изменилась не в лучшую сторону. В общем, ушёл я из технарей, перебрался в музей, где и поныне работаю. К слову, из бригады технарей, в которую я когда-то пришёл, самым, кстати, молодым технарём будучи, ныне всего один человек остался. Иных, как говорится, уж нет, а те – далече.

А технарик мой, обрубыш, всё ещё в этом мире присутствует. Обратно из Третьего парка в Первый его перетащили. Как он есть донор, то не особо стесняясь с него всё, что требовалось на другие машины потихоньку демонтировали.

Долго стоял Т-12 в музейных запасниках. Чего только с него не сдёргивали. Однажды даже передний мост вынули. Потом, правда, другой поставили. Ну, донор, он и есть донор.

Была идея отрезать от него кабину и в качестве экспоната в музее установить. Вроде вывески такой своеобразной в сочетании с интерактивом, Предполагалась возможность и за рулём посидеть и рычаг КПП подёргать. Однако время шло, а никаких действий к реализации этого проекта не предпринималось. Машину же, меж тем, продолжали разбирать. И в определённый момент стало понятно, что иначе, нежели в утиль, никуда обрубыш мой более не годится.

К этому времени я уже давно и регулярно ездил на другом технаре, музейном. Он так же, как и Т-12, собран был на основе обрезанной гармони. Разве что, чуть поновее. Он конечно более презентабелен и удобен. Его и делали, как музейную машину. Блистая и переливаясь, он резко контрастировал с полуразобранным Т-12. Поставил я их как-то рядом и сфотографировал. И сам с ними обоими снялся.

А дальше просто всё и совсем грустно. Решено было мою техничку порезать. Всё, что можно было из него вытащили, остался голый кузов. Идею сделать из него музейный экспонат успешно забыли. Постоял технарь в таком виде, постоял, да и отправился на Тентелевку.

  

     

  

     

  

   

  

 

  

Теперь на музейном технаре катаюсь. Он тоже неплох, нравится мне эта машина. Даже своеобразную «былину» о нём сочинил. Но каждый день вспоминается мой первый обрубыш. Отчего столь часто, спро́сите, да всё просто, его фотография, та что первая в этом рассказе, у меня на рабочем компьютере на рабочем столе стоит. Стоит и стоять будет.

Ноябрь 2023 г.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024