Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Южный обводный канал
Неосуществлённый проект

 

 

Одним из самых любопытных, из не осуществлённых проектов середины 1960-х годов, можно назвать сооружение южного обводного канала, который должен был соединить Неву с Финским заливом. Идея создания такого сооружения относится ещё к середине 1930-х годов. Но и в более давние времена существовали прожекты подобного сооружения.

На карте Петербурга 1792 года обозначен некий "Выгонной каналъ и земли, принадлежащiя къ городу". Из карты непонятно, где тут "канал", а где только "земли", но что-то такое вдоль этой границы существовало. Например, на ещё более древней карте 1776 года в районе реки Таракановки указано устье как раз этого канала. На других картах этот канал отсутствует, так что едва ли тут было что-либо сильно отличающееся от мелиоративной канавы, но факт сам по себе интересен.

 

карта петербурга 1838 года

 

В 1834 году высочайше утверждён Генеральный планъ новопредполагаемаго обводнаго канала, долженствующаго служить граничною чертою города между Архангельскою и Навскою заставами.

По проекту, канал начинался от Невы и уходил на юго-запад примерно по трассе будущей ул. Книпович, пересекал Волковку немного ниже теперешнего Второго Волковского моста, откуда поворачивал в направлении нынешнего Московского проспекта, пересекая его немного южнее Московских Ворот (но севернее теперешнего перекрёстка с Заставской улицей). На картах 1835 и 1838 годов указывается этот объект.

Утверждённый Е.И.В. проект – это не шутки! Однако же, канал так и не был сооружён. Одно из последних упоминаний о нём в картографии обнаруживается на карте-схеме Каретной части (1849 года). Тут видно нечто типа канала по самой границе города (новой) с протокой из Глухого озера, но не западнее строящейся Николаевской железной дороги.

  

Фрагмент карты 1776 г.

 

Фрагмент карты 1849 г.

К проектированию канала вернулись уже в XX веке. По планам 1960-х годов предполагалось, что канал будет начинаться у Володарского моста, затем пройдёт по трассе нынешних улиц: бульвару Красных Зорь (современный Невский район); улице Турку (современный Фрунзенский район); Бассейной улице (современный Московский район), далее – по речке Красненькой (современный Кировский район) и будет впадать в Финский залив.

 

Южный обводный канал

Так мог бы выглядеть Южный обводный канал на современной карте      Увеличить

 

На территории нынешнего Купчина канал должен был проходить частично по старому руслу Волковки от нынешней Гамбургской площади до перекрёстка улиц Турку и Белградской. Вдоль берегов канала должна была проходить Бассейная улица.

Нынешняя Бассейная улица получила своё название в 1954 году. Следует отметить, что это не первая улица с таким названием в нашем городе. До 1922 года Бассейной улицей была другая – нынешняя улица Некрасова. Именно на ней жил "человек рассеянный" из стихотворения С. Я. Маршака "Вот какой рассеянный".

Как ни странно, но можно найти некоторые параллели в происхождении названий этих двух совершенно разных улиц. Название "старой Бассейной" восходит к находившемуся на месте нынешнего Некрасовского сквера пруду (бассейну), предназначенному для подпитки фонтанов Летнего сада. Увы, жизнь фонтанов оказалась недолгой. Они были уничтожены наводнением 1777 года. Пруд не имел более никакой востребованности и к середине 1860-х годов был засыпан. А улица ещё многие годы хранила в своём названии память об уже не существующем водоёме.

В свою очередь, "новая Бассейная" получила своё название от так никогда и не реализованного проекта, и в её названии сохранилась память о водном резервуаре – канале (бассейне). До сих пор интересующиеся вопросом ломают головы, почему она была названа "Бассейной", а не "Канальной", например, что более точно отражало бы положение вещей. Слово "бассейн", в его нынешнем понимании, не очень сочетается ни с прудом у Летнего сада, ни с проточным каналом. Чем привлекло это слово тех, кто назвал так улицы, остаётся только гадать.

Начало активной застройки Бассейной улицы, как и всего близлежащего района относится к 1950-м годам. Ранее трассу нынешней Бассейной, между Московским и Витебским проспектами составляли три маленькие улочки:  Эриванская, Азовская и Ватская. Первоначально Бассейная улица проходила от Варшавской улицы до Купчинской дороги – нынешнего Витебского проспекта. В 1962 году к улице присоединили участок между Кубинской и Варшавской улицами. А в 1964 году Бассейная была продлена в активно застраивающееся Купчино. От железнодорожной насыпи улица проходила сначала на восток, а затем на юго-восток до нынешней Гамбургской площади, почти на всём протяжении вдоль русла существовавшей тогда реки Волковки.

 

 

Южный обводный канал на плане развития Ленинграда 1948 г.

 

 

Южный обводный канал на плане развития Ленинграда 1956-1965 гг.

 

Хотя мысли о создании канала "витали в воздухе" ещё с конца 1930-х годов, воплощение проекта в чертежах появляется уже после войны. Планы проектов развития Ленинграда конца 1940-х – конца 1950-х годов дают чёткое представление о том, каким виделось это сооружение проектировщикам. Единственно, в чём имеются некоторые расхождения в представленных проектах, по-разному спроектировано место впадения канала в Финский залив.

 

 

Южный обводный канал на плане развития Ленинграда 1959 г.

 

 

Строительство Южного обводного канала предусматривалось также и генпланом Ленинграда 1966 года. По проекту предполагался канал шириной 25 м, глубиной 2,5 м и протяжённостью 15 км.

Имеется ряд различных версий о вариантах использовании нового сооружения: канал для ускоренного прохода судов из Невы в Финский залив; спортивное сооружение – гребной канал; канал для подпитки прудов Московского парка Победы. Или совсем уж прозаическая версия – канал должен был являться частью городской канализационной системы.

Существует интересное мнение, что канал должен был быть не самотёчным. Вода в него должна была закачиваться специальной насосной станцией, расположенной у бульвара Красных Зорь. Зеркало воды должно было находиться ниже поверхности земли на 6 метров (в районе Московского проспекта).

О размерах предполагаемого канала можно получить представление прогулявшись по бульвару нынешней улицы Турку или по бульвару Красных Зорь.

Отдельно сто́ит отметить часть нового канала на территории нынешнего Купчина. Это несомненно было бы интересное и оригинальное архитектурное сооружение. Канал являлся бы основной водной артерией нового микрорайона. В отличии от протекавшей тут ранее невзрачной витиеватой речки, прямой и широкий канал мог бы стать прекрасной доминантой, колоритно дополняя собой всемирно известный образ Ленинграда – города мостов.

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 

Южный обводный канал на территории Купчина, рисунок и макеты застройки района 1966 г.

 

 

В 1987 году купчинскую часть Бассейной улицы выделили в отдельную улицу, сменили нумерацию домов и переименовали в улицу Турку в честь финского города-побратима. На доме 1 (телефонная станция) по этому поводу была установлена мемориальная доска. Таким образом, первоначальное название улицы, в котором была заключена весьма любопытная история, связанная с архитектурой и строительством не только в Купчине, но и в пределах всего города, было заменено на новое – безликое, труднопроизносимое, но при этом, весьма политкорректное. В Московском районе улица сохранила старое название.

Проект нового канала не был воплощён. Строительство даже не было начато. Весьма вероятно, что произошло это по причине технической сложности проектируемого сооружения. Необходимость проведения канала под железнодорожными путями балтийского, варшавского и витебского направления и под многочисленными путями сортировочной станции московского направления делали проект черезвычайно затратным. Потребовалось бы также проектирование и строительство многочисленных дорожных развязок. В частности, сложности могли возникнуть на Московском проспекте. Канал здесь должен был бы быть либо очень глубоким, либо иметь большие откосы. Могли бы быть сложности и на пересечении канала проспектом Стачек. Время великих строек уже прошло, и проект благополучно похоронили.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024