Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Внимание, карьеры!
   (Основной раздел по теме Купчинские карьеры и радиостанция)

 

 

Ещё в 20-х годах XX века на Куракиной дороге, на месте ранее существовавшей здесь бойни, было организовано предприятие по производству кирпичей. В конце 1930-х годов на этом месте началось строительство кирпичного завода № 4. В 1940 году он приступил к работе. Для изготовления кирпичей требовалась глина. Её добывали в непосредственной близости от производства. Так возникли карьеры. Для удобства выработки была проложена небольшая узкоколейная железная дорога от кирпичного производства вдоль одного из первых карьеров.

Условно карьеры можно было бы обозначить следующим образом:

 

Западный карьер – прилегающий к улицам Димитрова и Бухарестской. Разделён на две части частично проходимой отмелью. Имеет несколько остовов. Считается самым чистым. Часто используется местным населением для купания.

Северный карьер – прилегает к территории бывшего кирпичного завода. Разделён на две части. В северной части имеет несколько маленьких островков. Для купания, как правило, не используется. В карьере ловят рыбу. На берегах устраиваются пикники.

Южный карьер – проходит вдоль улицы Димитрова (новой её части). При строительстве улицы южный берег карьера был частично подсыпан. В настоящее время берег вдоль улицы облагорожен, сделана набережная и газон. Южный и Северный карьеры можно также было бы объединить названием Средние карьеры.

Первый (грязный) карьер – самый древний, вырабатывался ещё до войны. В последние годы именно его весьма активно подсыпали грязным снегом и прочими городскими отбросами. С востока граничит с территорией радиостанции. У восточного берега располагается один из ЖБОТов.

Восточный карьер – самый маленький и второй по времени появления. К нему, как и к первому карьеру, была проведена узкоколейная железная дорога. Восточный берег местами заболочен и примыкает к территории радиостанции.

 

купчинские карьеры карта

Условные наименования карьеров на спутниковом снимке 2011 г.                   Увеличить

 

Поскольку карьеры и площадка радиостанции расположены вблизи оживлённых и густо населённых кварталов города, к этим территориям давно присматриваются различные строительные организации. И не мудрено. Прокладка разного рода коммуникаций не потребует тут серьёзных капитальных вложений, транспортная инфраструктура под боком. Опять же, вся эта площадь совершенно ни кем не обихаживается, а следовательно – востребованности не имеет.

Администрация района тоже не осталась в стороне. Руководством было озвучено как минимум два проекта (читай – прожекта) использования описываемой территории: сначала планировалось соорудить тут гребной канал, затем последовало ещё более оригинальное предложение – построить здесь зоопарк.

В октябре 2012 года состоялось заседания Городской рабочей группы по подготовке предложений по корректировке перечня территорий зеленых насаждений общего пользования и по утверждению результатов инвентаризации территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения. Кроме всего прочего на повестке стоял вопрос об исключении из перечня зелёных насаждений общего пользования объекта ЗНОП  № 13-75-1, иными словами – парка без названия, располагающегося между Софийской улицей, улицей Димитрова и Бухарестской улицей.

На заседании не было представлено никакой проектной документации по проекту гребного канала, а разговоры о планах постройки здесь новой территории зоопарка пока находятся в жанре предварительных обсуждений. По итогам заседания рабочей группы по зелёным насаждениям не было принято решение рекомендовать исключение территории парка на территории между улицами Софийской, Димитрова и Бухарестской из перечня ЗНОП (зелёных насаждений общего пользования).

Карьеры, как зелёная зона, пока устояли. Следует отметить, что это уже не первый случай предложения лишить карьеры статуса зелёной зоны и, скорее всего, не последний. А, между тем...

Экологическая ситуация в Купчине не самая плохая на территории Петербурга. Но это не повод, чтобы стремится к её ухудшению. Учитывая то, что поблизости от карьеров в самом ближайшем времени вырастет новый жилой массив весьма внушительных размеров (на территории бывшего кирпичного завода), значение зелёной зоны в этом месте трудно переоценить.

Даже в случае создания на месте карьеров гребного канала, зоопарка или иного рода публичной развлекательной площадки, территория потеряет фактическое состояние зелёной зоны и превратится в выставочный комплекс. Это ли нужно в настоящее время купчинцам? Нет! Жителям близлежащих районов необходима зелёная зона в качестве регулярного парка. Чтобы каждый желающий в любое время года мог прогуляться по ухоженным аллеям, полюбоваться красотой искусственных водоёмов, посидеть у берега с удочкой, покататься на коньках, лыжах в зимний период. Не следует забывать и о любителях поплавать как в летнюю жару, так и в зимнюю стужу. Известно, что питерские "моржи" часто используют западный карьер в этих целях.

Не лишним было бы, вместо воплей о не допустимости купания в карьерах по экологическим соображениям, провести полноценную очистку водоёмов с целью сделать их официально пригодными для купания. Как минимум, прекратить сброс мусора в первый карьер, постоянно производящийся уже несколько лет. Особенно, учитывая тот факт, что единственное предприятие, загрязнявшее карьеры  своими стоками недавно перестало существовать.

Как симпатично выглядит, например, кафе на берегу карьера у улицы Димитрова, неплохо сделана набережная южного карьера вдоль этой же улицы. И как уродливо выглядят берега первого карьера в северной и северо-восточной его части.

Большое количество жителей и сейчас, не смотря на полную неустроенность, регулярно используют территорию карьеров для прогулок. Подтверждением тому может служить великое множество тропинок и дорожек, протоптанных за многие годы вдоль берегов карьеров и между ними. Но, в основном, это владельцы собак, выгуливающие своих питомцев. В хорошую погоду также можно часто встретить тут людей на отдыхе. Особой популярностью у отдыхающих пользуется северный берег западного карьера. В любое время года на карьерах можно встретить любителей рыбной ловли.

Но, большинство купчинцев не посещает эту территорию, предпочитая парк Интернационалистов или Загребский бульвар. Ничего удивительного в этом нет. Упомянутые парки мало-мальски обихаживаюся, хотя такого колорита, как карьеры и не имеют. На карьерах же есть изрядная доля опасения переломать себе ноги, перепрыгивая через кочки или порвать одежду, продираясь через заросли радиостанции. На территории последней также можно и промочить ноги, по причине заболоченности.

А мало кому известно, что территория эта имеет, кроме всего прочего, и славное боевое прошлое. На площадке радиостанции расположено четыре оборонительных сооружения времён Великой Отечественной войны. В отличии от иных, подобного рода строений, они ни кем не замечены, ни одна организация района не взяла над ними шефство. А сооружения эти вполне достойны того, чтобы быть сохранёнными для потомков. Они находятся практически в том виде, в каком и были на момент создания. Сооружения не засыпаны землёй и мусором, в отличии от тех, что расположены в центре жилых кварталов. Их не коснулся, так называемый, культурный слой. Всё это объясняется их труднодоступностью. Не пора ли сделать их общедоступными и, должным образом отреставрировав, установить монумент героическим создателям оборонительно рубежа "Ижора". Именно на территории парка такой монумент выглядел бы самым лучшим образом.

Не лишним было бы вспомнить и о самой радиостанции. Нет, конечно не в нынешнем её положении. Она, несомненно, себя изжила и должна быть перемещена на иное, более подходящее для этого место. Но забывать её не следует. Сейчас уже мало кто помнит, а ведь эта самая радиостанция использовалась в качестве "глушилки" для "вражеских голосов" в советский период "развитого социализма". Эту часть нашей истории тоже не следует забывать, хотя бы для исключения повторения подобного опыта. В качестве памятников можно было бы оставить несколько мачт бывшей "глушилки", снабдив их соответствующими подписями. В здании же самой радиостанции можно было бы создать какой-либо маленький музейчик. Хотя бы музей Купчина, к созданию которого когда-то активно призывали руководители района.

Теперь сами карьеры. Кроме всего прочего они имеют ещё и историческую ценность. Кирпичный завод, результатом деятельности которого они и являются, был одним из первых в Купчине производств, начавших свою деятельность ещё до Великой Отечественной войны. От самого завода уже не осталось ничего. Так не лишним будет сохранить память о нём, установив какой-либо обелиск хотя бы у берегов карьеров. Ведь именно из материала этого завода были построены первые, весьма не многочисленные ныне, довоенные и послевоенные купчинские здания.

Карьеры и без того значительно уменьшились территориально в последние тридцать лет. В частности, хорошо известный сейчас жилой комплекс "Серебряные ключи" располагается как раз на месте бывшего карьера, вырабатывавшегося ещё в 1960-е годы. Так следует ли уничтожать колоритную и богатую историей зелёную зону в угоду сиюминутным выгодам строительных организаций? Можно конечно застроить всё бетонными коробками и потом "ломать голову" по поводу пропускной способности дорог, ведущих из города, по которым жители будут стремится на лоно природы при каждом удобном случае. Но не лучше ли создать хоть небольшой кусочек этой самой природы здесь, в непосредственной близости от этих самых горожан, ещё не полностью утративших интерес к прекрасному. Тем более, что в самом ближайшем будущем этот участок станет единственной зелёной рекреацией меж двух громадных многоэтажных жилых комплексов.

Октябрь 2012 г.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024