В то время,
когда весь цивилизованный мир праздновал
годовщину первого полёта человека в космос,
отдельные представители планеты отмечали его
по-своему и весьма оригинально. До сих пор можно
обнаружить в лесах под Ленинградом
сохранившиеся со времён войны оборонительные
укрепления самого разного характера. Кроме всего
прочего, существовали
бронированные огневые точки (БОТы), являвшиеся,
по сути, укрытием для одного или нескольких
бойцов и предназначенные для ведения боя с техникой
противника. Эти, сваренные из листов толстой
стали (брони) конструкции, имели три амбразуры и
использовались в основном на противотанковых
опорных пунктах. Именно такое укрепление, часто именуемое бронедомиком, и нашли
местные краеведы несколько лет назад в лесу, неподалёку
от местечка Катумы. Некогда в этих местах были
финские хутора, но в 1930-е годы всех финнов
постепенно отсюда выселили. Граница, а впоследствии и линия
фронта, были совсем рядом от этих мест. Меж тем боёв здесь не было, и ущерб
оборонительным укреплениям могло нанести только
время. Бронедомик весом около полутора тонн уютно расположился на
песчаной возвышенности в лесной чаще,
окружённый болотами и поваленными деревьями.
Зная точные координаты, обнаружить его не
сложно. А, вот проехать туда – это процедура,
обычному автомобилю недоступная. Именно труднодоступность и сослужила бронедомику хорошую
службу. До него не смогли добраться вездесущие
сборщики металлолома.
За деньги такую работу никто делать не станет
– не окупится. А, вот если не за деньги, а за
идею, тогда совсем иначе всё выглядит, тогда
можно и попробовать.
«А чего тут пробовать? Ехать и забирать нужно! Обычное
дело» — говорят представители клуба внедорожников. Действительно, опыт такой деятельности у этих людей наработан
немалый. Совместными усилиями члены
Клуба истории и фортификации (КИФ) и
участники клуба
"Все 4х4"
спасли от переплавки уже три памятника. Из
разных мест были привезены и отреставрированы
бронеползунок и
бронедомик, установленные ныне у
диорамы, и
пулемётная башня, размещённая в Кировском районе
Петербурга. Выходит, наш бронедомик будет уже
четвёртым.
Предварительно была проведена разведка, определились с маршрутом и
необходимым инструментом. И в день,
предшествующий Вербному воскресенью,
внушительная группа энтузиастов собралась в
посёлке Матокса, Ленинградской области. |
Место встречи у развилки дорог.
Здесь объявлен общий сбор. Но кое-кто нас уже не
дождался. Особо нетерпеливые и хорошо знающие
дорогу уже укатили дальше и ждут нас на одной из
промежуточных стоянок. Определившись, что все
ожидавшиеся прибыли, отправляемся в путь. |
Первая стоянка. Здесь остаются "пузотёры"
– то есть автомобили, предназначенные
исключительно для покатушек по асфальту. Дальше
поедут только внедорожники. |
Вторая стоянка. Здесь оставляют
свои автомобили все, кроме трёх, специально
подготовленных, которые и продолжат путь на
колёсах. Остальным же придётся пройти порядка
трёх километров пешком. Перспектива прогуляться
никого не пугает. Ребята переодеваются, достают
бензопилы, лопаты и прочий инструмент,
необходимый в планируемом путешествии. |
Автомобили, которым предстоит
дальнейшее движение, готовят к путешествию с
препятствиями. В частности, для улучшения
проходимости, уменьшают давление в шинах. Один
из наших коллег так увлёкся этим действом, что
выпустил воздух из колеса совсем. Пришлось
подкачивать... |
Машины подготовлены, и мы
двигаемся в путь. Сразу становится ясно, дорога
лёгкой не будет. Совсем немного углубившись в
лесную чащу, натыкаемся на многочисленные
поваленные деревья. Знатоки утверждают – это
ураган 2010 года, пройдясь по этим местам,
превратил в совершенно непригодную для проезда
дорогу, которая и раньше-то была не особо
хороша. |
Погода не подвела. Хотя прогноз был
неутешительный. Обещали дожди на весь день. Но,
слегка покапав утром, дождик прекратился, и за
всё время не разу не испортил настроение
участникам действа. Природа нам благоволит! |
Рокот моторов сменился воем
бензопил. С валежником разобрались быстро. Но
дальше новое препятствие. И вот уже головная
машина благополучно зарылась в грязи. |
Чем дальше в лес, тем больше дров,
напиленных и оставленных при расчистке дороги, а
также кустов, канав, луж и непролазной грязи.
«Да это всё практически асфальт — говорят джиперы —
ещё ни разу не разматывали лебёдки». |
Проехать по луже спокойно, никого
не обрызгав, это каждый может. А вот прокатиться
так, чтобы окатить всех окружающих волнами
вонючей жижи, да так, чтоб сухого места не осталось –
это мастерство, это искусство! И этого ждали. И
не обманулись в надеждах. |
Снова на дороге валежник. Снова
взялись за пилы. Мастерски работают джиперы,
чувствуется серьёзный опыт. Вот порадуются
местные жители, столько напиленных сухих дров в
лесу... |
Доходим до места, где дорога
исчезает напрочь. Планировалось, что дальше
поедут только две машины, которые уже будут
двигаться до самого победного конца. Однако
наш предводитель, широко известный в узких
кругах под ником Железная Саранча, решил
продолжить путь дальше. |
Остановка. Практически –
парковочная площадка. Здесь остаётся одна машина
из трёх. Далее едут только двое. Обсуждаем
планы, сверяем координаты. |
Вместе с нами съёмочная группа
телеканала
100 ТВ. Известный журналист
Игорь Андрусенко, которого здесь многие
знают лично, не первый раз освещает подобного
рода деятельность. |
Народ с бензопилами остался, чтобы
расчищать дорогу для проезда. Другая группа, вооружившись
лопатами, отправилась пешком прямо к цели нашего
путешествия. |
Ландшафт вокруг заметно
преобразился.
Теперь это песчаная коса, поросшая мхом. По
краям видны канавы. Это бывшие ходы
соединения, траншеи военного времени. |
И, наконец, вот он! Бронедомик.
Совершенно незаметный, засыпанный песком,
закиданный валежником, сохранился он практически
в первозданном виде. Именно таким он нам и
нужен. Теперь он в безопасности. Теперь ему не грозит переплавка, не
коснётся его резак какого-нибудь сборщика
металлолома. Отныне он – музейный экспонат! |
Официальное название нашего бронедомика – "Бронированная огневая
точка (БОТ) для противотанкового ружья на 3 амбразуры" разработки УСТОР (Управление
Строительства Тыловых Оборонительных Рубежей). Вооружение – 14,5-мм
ПТРД
образца 1941 года или 14,5-мм
ПТРС образца 1941 года. БОТы устанавливались на танкоопасных
направлениях в противотанковых опорных пунктах (ПТОП),
в районах ПТО, рубежах ПТО и т. п. Отсюда и
повышенная толщина брони, рассчитанная на пушки
немецких средних танков времен 1942 года.
Применялись на КаУРе, Лужском рубеже,
Красногвардейском УРе, под Ленинградом. |
Расчищаем песок вокруг бронедомика,
распиливаем сухой валежник. Как раз подъехали
наши джипы. Предстоит нам всем работа по
вытаскиванию БОТа... |
Дефендер, упёршись в дерево
разматывает лебёдку. Тащить бронедомик будем
волоком, на крыше. Необходимо его перевернуть.
Небольшое усилие, и вот, БОТ уже скользит по
песку к вершине гряды. |
Покопавшись на том месте, где более
семидесяти лет стоял бронедомик, обнаружили
задвижку. Запчасть немедленно отнесли в машину,
чтоб не потерялась. |
БОТ благополучно вытащен на вершину. Дальше его потащит Патрол. Долго думали,
как лучше зацепиться. Прицепили при помощи
полена, и Ниссан быстро поволок бронедомик, как будто плуг или струг,
по песчаному гребню. |
«Ну, теперь здесь и "пузотёр" любой
проедет, — шутят джиперы, — вон какую дорожку
накатали». Действительно, характерный след от
крыши бронедомика вполне можно принять за
узенькую дорожку. Вот удивятся летом грибники... |
Песчаная гряда скоро закончилась и
начались проблемы. Опять в дело пошла лебёдка,
задействовали бензопилы. И при помощи топора и
какой-то там матери Патрол с прицепом-бронедомиком был вытащен на лесную поляну. |
Здесь решили передохнуть.
Откупорили термос с кашей. Представители прессы
смогли наконец в спокойной обстановке снять бронедомик со всех сторон. |
По окончании отдыха и
импровизированного обеда двинулись дальше.
Прицепленный бронедомик успешно утюжит дорожку
позади джипа. Заметает следы... |
А вот и новое препятствие – канава. Преодолеть
её сходу не удалось.
Прицеп не позволил. Размотали лебёдку,
зацепили, вытащили. Доставили удовольствие
многочисленным фотографам и операторам. |
Теперь Дефендер едет впереди и
рассматривается как страховочная машина. А Патрол
с прицепом-бронедомиком потихоньку
двигается сзади. И как только этот автопоезд
очередной раз застревает, на помощь приходит
Дефендер. |
А помощь требуется регулярно.
Тяжёлый бронедомик – не самый замечательный
прицеп. К тому же грязь засасывает его, как
болото, и это очень сильно усложняет
транспортировку. |
Вот очередное препятствие. Ещё при
проезде в ту сторону здесь было непросто.
Теперь же, имея сзади тяжёлый прицеп, одной
машине не справится. |
Ниссан Патрол застрял капитально.
Бронедомик, как якорь, упорно держал машину на
месте. Пришлось расцепиться. Без этого довеска
автомобиль с лёгкостью вытащили из грязи.
— А этот-то как же, домик?
—
Да так и оставим!
—
Нееет! Если уж не увозим, то надо отвезти обратно и положить на
место!
Шутку оценили. Дефендер очередной раз упёрся в дерево. Снова
используется лебёдка. БОТ прицеплен. Небольшое
усилие...
— Пошёл, пошёл, пошёл, пошёл! |
Будто бы ледокол на просторах Арктики,
бронедомик поплыл во грязях Ленинградской
области медленно раздвигая на своём пути,
словно айсберги, сучки и поленья. А на нём, как
вахтенные в рубке, ехали участники
экспедиции. Прокатиться на бронедомике по лесной
чаще – это не каждому в жизни удаётся! |
И снова препятствие. Бронедомик
зацепился за кочку. На скользком ухабе машина
съехала в канаву. Казалось, ещё мгновенье и Ниссан ляжет на правый бок. Но удержал БОТ.
Трос натянулся как тетива лука. |
Все немедленно пришли на помощь.
Хорошо, когда столько народа кругом. Зацепили
лебёдку за ближайшее дерево. Несколько человек
повисло на борту машины. Другие держали трос,
прицепленный к тому же боку. Бронедомик пришлось
отцепить. И ведь вытащили, и почти без потерь! |
Затем БОТ лебёдкой вытаскивал Дефендер. Правда, сам при этом несколько
пострадал. Сорвало покрышку с диска. "Разулся" –
говорят в таких случаях. |
Это конечно неприятность, но не
беда. При помощи домкрата, известного любителям
прокатиться по бездорожью как "хайджек",
автомобиль
вывесили и прямо на месте, не снимая с машины,
при помощи стяжки собрали бескамерное колесо и
накачали до нужного давления. Это мастерство, шиномонтаж отдыхает... |
Финишная прямая... Какая, к чёрту,
прямая? Финишная кривая! Уже видна стоянка
автомобилей. Туда уже пошли люди подготовить
чай перед дорогой домой. Обе машины сцепили в
своеобразный поезд, прицепили к последней
бронедомик и рванули вперёд. Но лес так просто
не хотел отпускать то, что хранил столько лет.
Обе машины тут же застревают в канавах. К тому ж
у Ниссана обрывает патрубок печки. |
Пока вытаскивали и чинили
автомобили, закипел чай в большой кастрюле. На
импровизированном столе разложили нехитрую
снедь. Бутерброды, печенье, пирожные. Если
предыдущий пикник на лесной поляне можно было
бы назвать обедом, то это, несомненно, был ужин. |
Последний рывок. Бронедомик
подтаскивают к стоянке. Здесь его уже поджидает
эвакуатор. Именно на нём БОТ совершит поездку по
городу на площадку временного хранения. На нём
же впоследствии экспонат перевезут к месту
постоянной дислокации, в Купчино. |
Этому эвакуатору не привыкать к
столь неординарному грузу. Именно на нём
перевозили и бронеползунок и бронебашню и такой
же бронедомик. |
Аккуратно и неспешно заполз
бронедомик на платформу эвакуатора. А вслед за
ним туда же забрались и участники благополучно
проведённой операции. Операции по вызволению
БОТа из лесной чащи. Операции по сохранению
истории для потомков.
Фото на память. Ну как же без этого! Участием в
таком событии не грех будет и похвастаться. |
Всё, бронедомик успешно водружён и закреплён.
Правда, сам эвакуатор застрял, но это такая
ерунда, на которую можно внимания и не обращать.
Сколько внедорожников кругом, вмиг
вытащили. Счастливого пути,
бронированная огневая точка,
до встречи в
Купчине! |
Видео ролики,
снятые на мероприятии |
|