Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

Знающий историю имеет будущее

Воспоминания Алексея Седельникова

 

 

 

Алексей Александрович Седельников – ленинградец, родившийся на Украине. Купчинец. Известен в узких кругах под ником «Железная Саранча».

Один из основателей клуба владельцев полноприводных автомобилей (внедорожников) «Все 4×4».

Создатель сетевого ресурса «Книга Памяти Великой Войны». Активный член Клуба истории и фортификации. Руководитель народного музея «ДОТ оборонительного рубежа "Ижора"» в Купчине.

Обладатель памятной медали «Патриот России». Хотя и без всякой медали является истинным Патриотом.

   

 

Увеличить

 

 

Я родился на Украине. Город Шостка Сумской области. Большинству советских граждан этот город был известен тем, что там был комбинат «Свема» (светочувствительные материалы) – самый известный в Союзе производитель кино- и фотоплёнок, а также магнитофонных лент на бобинах и кассетах. Отец был военным.

Когда мне было два месяца семья переехала в Ленинград. И с этого времени моё детство и юность были связаны с районом Купчино. Сначала семье дали квартиру в доме 17 по проспекту Славы, где и жили в течение года. Затем ещё год в доме 22 по Будапештской улице, а потом мы получили квартиру на Будапештской, 8, где я и провёл всё детство.

Учиться пошёл в школу № 305. Школа эта ныне известна тем, что в ней учился Дима Медведев – президент и премьер министр нынешний нашей страны. Однако с Дмитрием Анатольевичем я лично знаком не был. Он на три года старше, и мы в школе не пересекались. Учился с 1975 по 1985 год. Закончил 10 классов. Отличником назвать себя не могу, скорее хорошистом. Гопником не был, но и пай-мальчиком тоже.

Смутно помню время, когда ещё остатки речки были между домами. Между домом восемь и домом восемь корпус один. Потом всё засыпали. Река пересекала Будапештскую. Сёстры рассказывали, что там был деревянный мост. А на месте института Джанелидзе были пруды. Два пруда. Это я уже хорошо помню, поскольку мы туда часто ходили, рыбу ловили, карасей. Движение по Будапештской было слабенькое. Мы смело бегали через улицу, где хотели. Надо сказать, мама запрещала мне туда ходить. Было несколько случаев, когда дети там тонули. У нас сосед утонул. Потом, в конце 1970-х, пруды закопали, началось строительство. В классе седьмом мы уже бегали на другой карьер. Тот, на месте которого теперь три дома у «Международной». Там тоже ловили рыбу и на удочки и бреднем.

Самым излюбленным местом нашего отдыха был пустырь перед школой. Ловили стрекоз, землянки рыли, играли в войнушку, зимой катались на лыжах. Перед этим пустырём, у школы, было футбольное поле. Играли в футбол. Тогда проводились соревнования – первенства между школами района. Мы ездили в другие школы играть и к нам тоже приезжали.

В 1983-м году в журнале «Юный техник» была статья, как сделать электрогитару собственными руками. Собственно я этим и загорелся. Склеил корпус из 3-х листов фанеры толщиной 10 мм. Покрасил его чёрной нитрокраской. Гриф купил некондиционный от обычной гитары в «Юном технике» на Краснопутиловской. Купил звукосниматель в Гостином Дворе (аж за 9 рублей). Короче, гитара получилась супер. Два моих приятеля тоже сделали себе по гитаре. Соответственно стали думать, что нужно сделать группу и играть тяжёлый рок. Ну и название мы для неё придумал соответствующее... «Железная Саранча». С тяжёлым роком не очень получалось. В основном перепевали «Землян» и «Машину времени». Потом группа распалась, в сущности и не было её, а название бывшей группы я взял себе в качестве ника.

В школе у нас был французский язык. Мне очень тяжело давался. А нравились мне химия, история. Особо – химия. Я был самым известным подрывателем бомбочек в нашем районе. Помимо того, что я взрывал, я же их и делал. Магний, марганцовка, всё это смешивалось в нужных пропорциях и приводилось в действие. Ещё доставал калийную селитру, активированный уголь, серу собирали на витебской железной дороге. Ну и получался дымный порох…

Купил себе набор «Юный химик». В аптеках тогда были столики специальные, куда добропорядочные граждане приносили использованные баночки и пузырьки из-под лекарств для повторного использования. Вот, мы оттуда таскали баночки и делали бомбочки. Гидроперит мешали с фиксажём, да много было химреактивов, пригодных для использования. Как ни странно, ни я, никто из моих друзей ни разу не поранились и никого не повредили. И мне ни разу не попадало за все эти эксперименты.

В школе был музей. Музей Первой Ленинградской партизанской бригады. Он был на первом этаже, после гардероба, слева целая рекреация была отдана под него. В семидесятых он был открыт. Можно было заходить и всё осматривать. Классным руководителем с четвёртого класса у нас была учительница истории. Мы часто ходили в музей. Потом чего-то с этим музеем произошло, чего-то нехорошее. Его закрыли, восстанавливали, потом он уже был всегда закрытым. Открывали только на специальные экскурсии.

Закончил школу в 1985 году с одной тройкой по французскому языку. В основном четвёрки. Пятёрки была по химии и по истории. Поступил на физико-химический факультет (технология редких и редкоземельных элементов) Технологического института имени Ленсовета. Проучился один курс. И был призван в армию. Отсрочек в Ленинграде тогда не давали.

 

 

         

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Служил три года в Военно-Морском флоте Советского Союза. В городе-герое Севастополе. Должен был служить на подводной лодке, но так получилось, что служил на берегу. Старшиной в учебном отряде, «Школа оружия» на мысе Фиолент.

В 1989 году демобилизовался, вернулся в институт. Но ненадолго. Вскоре Техноложку бросил. На вечерний перешёл в ЛЭТИ уже по другой специальности – программистом, но так и его не закончил.

Откуда интерес к теме программирования, это я в 89-м, когда вернулся, устроился в кооператив программистом, абсолютно ничего о программировании не зная. Почему так, потому что по блату. Отец моего друга был директором кооператива. И вот, будучи официально программистом, я самостоятельно изучил семь языков программирования. И преуспел. Начал с Бейсика, и дошел до C ++. И доныне я вполне владею темой. Пописываю…

Всегда хотел большой автомобиль. Семья большая, много родственников. Первой моей машиной была «пятёрка». Потом было много машин, в основном – «опеля». А уже потом купил «патруля» – нужна была семиместная машина. Впервые на этом патруле проехался по Синявинским высотам. С этого началось моё джиперство и Книга Памяти.

К 2004 году в городе существовало много разных клубов по маркам машин. В частности – полноприводных. У клубов были форумы. Был форум владельцев Ниссан Террано, я там тусовался. Но общего клуба, который объединял бы владельцев всех внедорожников, не было. Появилась идея такой клуб создать.

Клуб «Все 4×4» был основан 3 марта 2005 года. У истоков клуба нас было трое. Потом осталось двое. Второй – Олег Смирнов, хорошо известен в узких кругах по нику «Алюляй». Именно он уже много лет создаёт отличные фильмы, рассказывающие о жизни джиперов. А жизнь джиперов – это покатушки.

Нынешний костяк порядка 10-15 человек. Кто-то уходит, кто-то приходит. По большому счёту, это просто неформальное объединение людей по интересам. У нас нет юридического лица. Нет каких-либо обязательных взносов. Имеется атрибутика клуба. Делаются наклейки, таблички. Имеется свой форум в интернете.

В 2005 году на 9 мая мы впервые выехали на Синявинские высоты. В составе первой покатушки в 2005 году у нас было пять машин. На пике популярности, в 2011-2013 годах, максимальное количество было 345 экипажей. Сейчас наблюдается спад. Машины постепенно погибают, а замены нету. Все машины после 2005 года, кроме, пожалуй, Дефендера и Тойоты 70, они не предназначены для настоящих внедорожных поездок. Там электроника. Требуется очень дорогостоящая подготовка. Есть люди, этим занимающиеся. Часто просто меняют двигатели – ставят со старых автомобилей. Вероятнее всего, количество активных участников и впредь будет снижаться.

В лучшие времена клубом проводилось 11 мероприятий в год. Сейчас проводится три: «Январский гром» – в Ломоносовском районе, Лопухинка, мемориал «Дальний рубеж»; «Синявинские высоты» – на 9 мая и «Возвращение в жижу» – тоже в Ломоносовском районе на ноябрьские праздники.

Любым соревнованиям предшествует разведка. Это значит, что несколько машин из команды организаторов проезжают по планируемому маршруту, осматривают и исследуют трассу. В разведке перед «Январским Громом» 2012 года, а тогда было минус 27, у нас образовалась традиция, своего рода «Крещенские купания». С тех пор каждый год самые смелые из джиперов на этой покатушке окунаются в ледяную воду.

Покатушки «Все 4×4» почти всегда имели и имеют патриотическую составляющую. И не только в названиях мероприятий и местах поездок. Мы восстановили в 2011 году две братские могилы. Одна в Ропше, вторая на мемориале «Январский гром». В Ропше на средства, собранные членами клуба, была изготовлена и установлена новая плита.

На «Январском громе» 2014 года участниками клуба были собраны средства на покупку макета пулемёта для ДОТа-музея. И вообще, ДОТ-музей во многом обязан своим появлением членам клуба. Чего стоит только первый субботник, на котором ДОТ на улице Димитрова был расчищен от зарослей.

В 2010 году я зарегистрировался на сайте «Окрестности Петербурга» Алексея Шварёва и стал там активно размещать информацию из моего сайта. Впоследствии мы с Алексеем познакомились лично. И он предложил вытащить металлический пулемётный колпак из района Ятки. Съездили на разведку и вытащили его, привели в порядок и установили к ранее расчищенному нами ДОТу на углу Корабельной и Кронштадтской улиц.

Участники клуба обогатили музеи города и области не одним экспонатом. С Синявинских высот вытаскивали бронедомик, который теперь размещён у музея-диарамы. Башню танка БТ-2 с Агалатова. Три башни на речке Грузинке. Причём за одной башней пришлось переправлять машину через речку. В этих мероприятиях участвовала человек двадцать, не более. Но случались и более массовые заезды. Когда вытаскивали трёхтонный бронеползунок в районе Гарболова, там участвовало под сто человек.

Когда мы доставали водоплавающую башню, я познакомился с Ильёй Дюринским – руководителем поискового объединения «Северо-Запад» и музея археологии. Именно в этот музей и была потом помещена башня.

 

 

Железная Саранча

 

Железная Саранча

 

Седельников комендант дота

 
 

Фото апрель 2013 г.  Полный размер

 

Фото сентябрь 2013 г.  Полный размер

 

Фото октябрь 2013 г.  Полный размер

 

 

 

     

 

Фото февраль 2014 г.  Полный размер

Фото май 2015 г.  Полный размер

Фото май 2017 г.  Полный размер

 

 

С 2005 года, когда мы стали ездить по Синявинским высотам, нам встречалось очень много могил и памятников в различном состоянии находящихся. При желании найти об этих памятниках какую-либо информацию, натыкался на пустоту. Не было сведений совершенно. В 2010 году решил сам взяться за систематизацию и создание базы памятников в городе и области.

В 2010 и 2011 годах катался по Ленинградской области и наездил порядка 50 тысяч километров. Предварительно собрал информацию обо всех существующих памятниках и все их объехал. Провёл фотографирование, снял координаты GPS и сделал описание. Тогда же был создан сайт – Книга Памяти Великой Войны – являющийся, по сути, базой или каталогом.

К настоящему времени в Ленинградской области практически не осталось памятников, не внесённых в книгу. Может несколько по всей области, находящихся на закрытых территориях, к которым нет доступа или в глухих лесах. По всей области таких пять-десять штук. А вот в городе таких достаточно много, потому что очень много закрытых предприятий. Поэтому городские памятники описаны пока не все.

С 2011 мне активно стали помогать неравнодушные к истории нашей Родины люди. Первыми были Леонид Маслов, Ольга Исаева и Михаил Соколовский. На раскопках ДОТа в Кировском районе я познакомился с Леонидом Харитоновым, и он также стал моим активным помощником. Всего же участников в Книге Памяти не менее полусотни. Кто-то один памятник прислал, кто-то десять.

Электронная Книга Памяти не содержит никакой рекламы, является авторским проектом и редактируется лично мной. Не могу сказать, что ресурс имеет бешеную популярность, но он востребован, это очевидно. В частности, благодаря нашей работе были восстановлены 20 могил героев Советского Союза. На данный момент ненайденными остаётся 6 могил. Вероятнее всего их уже просто не существует. Это по городу. А в области последней была мной найдена могила полного кавалера орденов Славы С. А. Баскакова – это в Сясьстрое. Тому предшествовала большая работа по поиску. В 1990-х на месте захоронения был памятник из нержавейки, и его украли. Потом там был просто крест. Я нашёл дальних родственников героя, и они мне показали место. Устанавливали памятник на месте захоронения героя местные власти. В описании истории обнаружения места про моё участие ни словом не обмолвились. Ну и ладно…

Первое печатное издание Книги Памяти вышло в 2011 году. Тираж 1000 экземпляров. Издавалась она на спонсорские деньги для Гатчинского, Ломоносовского, Волосовского и Кировского районов Ленинградской области. Но эти книги были несовершенны, с большим количеством ошибок. Я потом уже только узнал о многих неучтённых памятниках в этих районах.

В 2012 году, при поддержке главы района, была издана печатная версия Книги Памяти по Выборгскому району Ленинградской области. Финансировал Выборгский район через Совет ветеранов. Тираж – 1000 экземпляров. Дизайном и вёрсткой книги занимался я. Объём издания получился порядка 80 страниц.

Потом печатные версии Книги по своим районам заказывали Колпинский район С.-Петербурга, Кировский район Ленинградской области, Ломоносовский район, Невский, Красногвардейский и Фрунзенский районы города. Последняя публикация была в 2015 году. Думаю, в ближайшее время интереса у районов к этой теме не будет. Разве что, к юбилею…

Пополнение базы в настоящее время уже не столь активно. Во-первых, многое уже описано, найти неизученные памятники трудно, во-вторых, просто нет средств для поездок. Да и новые проекты отнимают кучу времени. ДОТы…

Первый откопанный силами клуба в мае 2013 года ДОТ был на улице Корабельной улице, у перекрёстка с Кронштадской улицей. Там был холмик. Он был засыпан в 1970-х годах. Администрация Кировского района помогла нам с тяжелой техникой, ребята из пожарной части помыли сооружение брандспойтами. Рядом с ДОТом теперь стои́т башенка. В 2013 году мы её вытащили, почистили, покрасили, и в сентябре того же года поставили. К настоящему времени силами клуба было выкопано 8 элементов фортификационных сооружений и техники, не считая привезённых к ДОТу-музею противотанковых надолбов.

Вторым ДОТом стал ДОТ на улице Димитрова. История этого сооружения хорошо известна и описана, поэтому не буду останавливаться подробно (история создания ДОТа-музея, описание ДОТа-музея прим. автора сайта). Скажу только, что с 2012 года и поныне – это стало неотъемлемой частью моей жизни. Работы в музее предстоит ещё много, а значит жизнь не кончается.

В 2013 году году ко мне обратился председатель комитета по молодёжной политике Невского района С.-Петербурга с просьбой восстановить ДОТ, расположенный на частной территории в районе. Затем мы связались с владельцем. Он своими силами откапал сооружение и приобрёл пулемёт. Мы монтировали все основные элементы внутри ДОТа. В настоящее время ДОТ доступен для посещений по предварительной договорённости с владельцем территории. Этот ДОТ стал уже третьим в моей биографии.

За проведённую реставрацию ДОТа и выпуск тиража Книги Памяти по Невскому району, по представлению Невского районного руководства, мне на приёме у губернатора Санкт-Петербурга была вручена памятная медаль «Патриот России».

Следующим откопанным фортификационным сооружением стал купчинский ДОТ-КВ на проспекте Славы (история создания памятника ДОТ-КВ прим. автора сайта). В отличие от всех других, он располагался на одной из центральных трасс нашего города. Пришлось преодолеть немало преград и бюрократического и технического характера для того, чтобы памятник состоялся.

Когда было принято решение установить имитацию танковой башни на ДОТ-КВ на проспекте Славы, я обратился к спонсорам и получил договорённость о помощи на создание монумента. Стоимость башни составила 600 тысяч рублей. Из этих денег получено от спонсоров было 400, хотя планировалась к получению вся сумма. Ну и 200 пришлось добавить из собственного кармана...

Как ДОТ-КВ на проспекте Славы, так и музей ДОТ № 204 имеют огромный потенциал. Танковый ДОТ может быть преобразован в музей с возможностью посещения. Касательно ДОТа и всей территории на улице Димитрова, тут вообще необъятная тема. Это единственное место в городе, где сохранились не только долговременные фортификационные сооружения, но и земляные укрепления времён Великой Отечественной. И сохранить для потомков всё это – наша святая обязанность.

Записано в августе 2017 г.

  

Реплика автора сайта

 

Я познакомился с Алексеем лично в марте тринадцатого года. Тогда в нашем Дворце детского творчества (бывшем ДПШ) проходила выставка карт «Неизвестное Купчино», организованное Павлом Швецом. Хотя заочно мы были знакомы и раньше, благодаря форуму сайта Алексея Шварёва. Тогда мы активно обсуждали перспективы расчистки ДОТа на улице Димитрова.

Я пролистал Лёшин сайт, и сразу проникся уважением к этому человеку, поскольку было совершенно очевидно, что Лёша это делает от души. Я могу оценить, поскольку имею представление о времени и силах, которые отнимает ведение такого некоммерческого проекта. Создание Книги Памяти – это титаническая работа. Слава Богу, что Алексей не был стеснён финансово и мог позволить себе объездить всю область.

Потом был памятник. Тот самый, что в начале века вытащили из пруда у 325 школы. Лёша организовал вывоз монумента со школьного двора и установку на Митрофаниевском мемориале. По ходу дела познакомил меня с представителем Митрофаниевской общины Александром Несмеяновым, за что я ему очень благодарен.

В апреле того же тринадцатого года мне случилось попасть на одно из мероприятий клуба «Все 4×4». Я уж и не помню, как это называлось. Где-то в районе Приладожского. Там я увидел Седельникова во всей красе. На нём была красная меховая шапка и длиннющие такие болотные сапоги. На этих соревнованиях он занимался эвакуацией. Тогда мне стало совершенно понятно, что Лёшка-то в душе артист. И как любому артисту, ему нужно внимание. Ему нравится быть центром общества. Весёлый, улыбчивый, открытый человек.

Потом был первый субботник на ДОТе. Тут уже Седельников проявился как талантливый организатор. Такого мощного «набега» на будущий ДОТ-музей не случалось ни до, ни после. Надо сказать, что участники «Все 4×4» были не одни. Но, благодаря своей подготовленности и энергии, они внесли основную лепту в создание будущего музея.

Потом были многочисленные покатушки с целью дополнить музей оборудованием. Самым запомнившимся мне случаем стал вывоз бронедомика. Того самого, что установлен теперь у ДОТа. Джиперы могут всё – это мнение чётко сформировалось у меня после той поездки.

Седельников – личность. Личность со своим мироощущением, пониманием жизненных ценностей, со своими амбициями. Как и любая личность, он интересен, неоднозначен и далеко не всегда удобен. И это нормально. Только приспособленец может быть привлекательным для всех. Это явно не про Алексея.

Чего только не случалось во время нашей совместной работы на ДОТе. Как минимум, однажды мне жутко хотелось с ним поругаться. Но ради общего дела пришлось «засунуть в зад» собственные амбиции. Хотя я и доныне считаю, что мы сделали то, чего делать не следовало. Нельзя не признать, что сколько людей, столько и мнений. И, если в понимании потенциала и перспектив музея и прилегающей территории принципиальных разногласий нет, то в методах достижения и технических нюансах у разных членов группы часто имеется своё видение.

Был случай, когда сорвался и Алексей. Дело было ближе к итогам нашей работы на ДОТ-КВ на проспекте Славы. Разумеется, не стану описывать подробности. Со временем разногласия в группе были преодолены.

Потом были награждения. Награждения... А за что и какие? А за то, что в Невском районе была издана печатная версия Книги и оборудован ДОТ на частной территории. ДОТ откопал хозяин. Мы когда приходили в тот ДОТ, там был и свет и тепло (печку к нашему приходу уже протапливали). Тепличные условия, можно сказать. И вот за это Алексей выбился в официальные «Патриоты Росси». Заслуженно? Да!!! Однако...

Я специально вставил в статью фото расчистки будущего ДОТа-музея изнутри, где Алексей до неприличия грязен. Хотя, надо признать, выглядит он колоритно. Ему самому эта моя фотка нравится. Это я так думаю, поскольку он её несколько раз выкладывал. А на самом деле ничего прикольного тогда не было. Это была сложнейшая и реально опасная для здоровья работа. И так было не раз. Сколько было случаев, когда мы работали и в стужу и под проливным дождём и по уши в грязи. Именно так, без всяких кавычек. И всегда самую ответственную часть работы брал на себя Алексей. Также было и при работе с ДОТ-КВ. После открытия памятника на проспекте Славы всем участникам создания памятника были вручены грамоты. А Алексей удостоился чести торжественно поднять знамя на площади перед администрацией Фрунзенского района. К какому мероприятию это было приурочено, уже и не помню. Оно конечно, да, хорошо. Но, на мой взгляд, недостаточно.

Уже в процессе написания этих строк мне пришла в голову идея предложить кандидатуру Седельникова на звание почётного жителя нашего района. Надо посоветоваться с друзьями, коллегами, обсудить технические вопросы. Именно в Купчине под руководством Седельникова был создан народный музей. Именно в Купчине, во многом благодаря Лёшиным усилиям, открыт памятник на проспекте Славы. По итогам работы Алексея была издана Книга Памяти с описанием всех монументов нашего района. В конце концов, все ДОТы Купчина ныне имеют статус охраняемых памятников, и в этом значительная заслуга Седельникова. Кто ж более достоин подобной награды? «Очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь» – замечательное высказывание из классического произведения, как нельзя более подходит, на мой взгляд, для описания ситуации. А если просто резюмировать всё мной выше написанное, я горжусь дружбой с этим Человеком.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024