Начиная рассказ о
купчинском храме, необходимо отметить, что до начала 20-х годов
XX века
Русская православная церковь занималась не
только богослужебной деятельностью, но и выполняла также вполне мирские задачи, как то:
записи о новорождённых, умерших, а также регистрации брачующихся –
всё то, что ныне возложено на органы записи актов гражданского
состояния (ЗАГС). С
давних времён жителям Купчина хотелось молиться в собственном
храме. На старом деревенском
кладбище существовала часовня, но этого
было явно не достаточно. Купчинцы были вынуждены посещать
близлежащие к деревне церкви:
Крестовоздвиженскую церковь
на Лиговке, храмы на
Волковском и
Преображенском кладбищах, а также
Чесменскую церковь. Как могли, купчинцы соучаствовали в
посещаемых ими храмах. В "Вестнике военного духовенства" за 1905
год отмечается, что обыватели и крестьяне деревни Купчиной
пожертвовали в церковь богадельни имени Николая
I (Чесменской) образ преподобного
Серафима Саровского в киоте и подсвечник к нему с фарфоровой
свечой.*
В начале XX века приходской для
купчинцев стала незадолго до того открытая
Преображенская церковь за Московской заставой.
В 1901 году, 23 июля,* сельский сход
Купчинского общества в количестве 47 домохозяев, из числа всех
62 имеющих право голоса, в присутствии сельского старосты Николая Николаевича
Уткина, обсудил необходимость возведения приходской церкви на
земле, принадлежащей купчинскому обществу. На сходе было
отмечено, что деревня далеко расположена от действующих церквей,
что создаёт значительные неудобства. Также было отмечено, что
владелец расположенного у деревни кирпичного завода
Александр Максимович
Кирсанов со своим товарищем Дмитрием Матвеевичем Расадиным* готовы пожертвовать для
возведения храма необходимые строительные материалы. Купчинским сообществом было
принято решение обратиться за содействием к протоиерею
Ф. Н. Орнатскому. Философ Николаевич был одновременно
гласным Петербургской городской думы от духовенства, а также
членом думских комиссий по народному образованию и
благотворительности. Будучи убеждён в том, что подобную
инициативу можно только приветствовать, Орнатский взял на себя
хлопоты по подготовке к строительству, а
впоследствии стал председателем комиссии по постройке церкви. |
6 августа* 1901 года
Философ Орнатский пишет рапорт на имя митрополита
С.-Петербургского
Антония. Из текста ясно, что разговор о строительстве храма
у протоиерея с митрополитом уже состоялся. На четырёх страницах
Философ Николаевич описывает расположение деревни и обосновывает
необходимость возведения нового храма. Указывает количество
жителей (порядка 350 душ), упоминает потенциальных жертвователей,
и даже пишет о
том, что близ деревни в будущем предполагается обустройство
железнодорожной платформы, что даст толчок к увеличению
населения деревни. Орнатский предполагает возведение храма
вместимостью до 500 человек. Для этого он рекомендует купчинцам
выделить участок в две
десятины из земли общественного
пользования. 7 августа* 1901 года строительство храма благословляется.
В том же 1901 году была проведена оценка земли. принадлежащей
купчинскому обществу. Оценочная стоимость двух десятин земли,
отчуждаемых для постройки церкви составила 12 тысяч рублей. |
|
|
ЦГИА СПб.
Ф.19. Оп.93. Д.2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В январе 1902 года купчинским сельским обществом был представлен
план местности, предполагаемой для возведения храма.
Участок в две
десятины для строительства церкви во имя Св.
Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы выбрали в
непосредственной близости от Царскосельской (Московско-Виндаво-Рыбинской)
железной дороги. 9 июня* 1903 года сельский сход купчинского общества постановил
землю для строительства церкви выделить и уполномоченными
выбрать Николая Николаевича Уткина и
Ивана Ивановича Нуцкого.
Они должны были составить дарственную на две
десятины
общественной купчинской земли для передачи оной земли в
епархиальное ведомство. |
|
Планы выделения участка для строительства
(ЦГИА СПб. Ф.258. Оп.8. Д.34.) |
Протокол заседания строительного отделения
(ЦГИА СПб. Ф.256. Оп.27. Д.73.) |
Проект Г. Д. Гримма
(источник) |
|
Итак, к весне 1904 года решение
о строительстве каменной церкви было принято. Место определено,
обозначено, и должным образом оформлено. Все необходимые
процедуры по согласованию пройдены. Строительный материал готовы
были выделить жертвователи.
Архитектором
Г. Д. Гриммом был выполнен проект каменной церкви. Он
был решён в
характере "русского стиля" с использованием типичного набора
декоративных форм. Проект был утверждён, однако строительство храма так и не началось. Что же было причиной
такого развития событий? Очевидно, банальный недостаток средств...
В том же 1904 году купчинское общество получило неплохую
компенсацию за отчуждённые территории, для строительства
Императорского пути и нужд Московско-Виндаво-Рыбинской (бывшей
Царскосельской) железной дороги. Общая сумма составила 12867
руб. После необходимых отчислений и некоторого дележа внутри
общества, у купчинцев осталось чуть более восьми с половиной
тысяч рублей. Деньги были обращены в ценные бумаги и положены в
государственную сберкассу.
В 1906 году со стороны купчинского общества поступило прошение,
не много не мало, в Министерство внутренних дел, об
использовании части этих денег (4 тысяч рублей) для постройки
церкви. Была создана комиссия "губернского присутствия", в
состав которой входили весьма заметные персоны:
А. Д. Зиновьев
(губернатор),
В. В. Гудович (предводитель дворянства),
А. П. Лилиенфельд-Тоаль (вице-губернатор) и другие. Рассмотрев все
обстоятельства дела, комиссия сочла возможным использовать
упомянутую сумму для
строительства церкви.
Так, в 1906 году снова стала обретать очертания давняя мечта
купчинцев. Однако 4 тысяч было явно не достаточно для реализации
задуманного проекта.
К этому времени появляется человек, сыгравший в жизни купчинцев не последнюю
роль.
Иван
Дмитриевич Шустров, потомственный почётный гражданин,
купец 1-й гильдии, благотворитель. Именно он предложил
пожертвование на постройку храма в десять тысяч рублей.
Очевидно, для постройки каменного строения такой суммы было не
достаточно, и порешили на том, что строить будут церковь
деревянную. Шустров, будучи основным жертвователем, поставил несколько условий.
Новая церковь должна быть освящена во имя преподобного Герасима
в память о Герасиме Фёдоровиче Шустрове – родном дяде Ивана
Дмитриевича.
Согласно некрологу, опубликованному в газете "Ведомости СПб
Градоначальства", Г. Ф. Шустров скончался 10 апреля 1903 года на
семьдесят четвёртом году жизни. Отпевали его в церкви
Спаса-на-Сенной. После отпевания тело отправили для похорон в
Иверский Нижегородский монастырь. Также
по требованию И. Д. Шустрова должно было быть установлено вечное
поминовение за каждой
литургией на
проскомидии Герасима, и ежегодная, третьего марта,*
заупокойная служба и панихида по почивающему Герасиму. Все условия, поставленные Шустровым, были приняты как купчинским
обществом, так и составом I Экспедиции
С.-Петербургской
Духовной Консистории. Проект был утверждён. Митрополичье
благословение получено. |
Протокол заседания строительного отделения,
план места и церкви
(ЦГИА СПб. Ф.256. Оп.27. Д.73.) |
Финансовый отчёт о постройке церкви
(ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.93. Д.2.) |
|
Схематичные рисунки деревянной церкви
(ЦГИА СПб. Ф.256. Оп.27. Д.73.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦГИА СПб.
Ф.19. Оп.93. Д.2. |
|
|
|
Слушания в присутствии I
Экспедиции С.-Петербургской Духовной Консистории |
|
Рапорт о закладке храма |
|
Торжественная закладка храма состоялась 18 июня*
1906 года. Молебен перед закладкой совершил Ф. Н. Орнатский при
участии отца Иванова и священника
Чужбовского. Погода в тот день
не особо благоприятствовала торжеству. Между тем, как отмечала
пресса того времени, несмотря на неблагоприятную погоду, торжество закладки
храма привлекло массу столичных обывателей. |
Создание храма осуществлялось по проекту И. Т. Соколова. Общее
техническое руководство строительством было возложено на
В. В. Сарандинаки. Непосредственно работы вёл подрядчик В. Я. Павлов.
Иконостас вырезал А. К. Максимов (охтинский мастер). Образа
рисовал художник А. Н. Резцов. Кирпичи поставлял завод А. М. Кирсанова.
Колокола заказали на заводе П. И. Оловянишникова. Полная
стоимость работ по возведению храма вышла без малого 17 тысяч рублей. Кроме
И.
Д. Шустрова в качестве жертвователей выступали
И. И. Дернов,
А. М.
Кирсанов, М. Е. Егоров, упоминается также имя
М.
Сегаля, и конечно же
И.
И. Нуцкий, который внёс не только
собственные сбережения, но, будучи уполномоченным, передал
собранные купчинцами средства.
Поднятие церковных крестов и колоколов
состоялось 14 сентября*
1906 года. |
Освящение
храма состоялось 1 ноября* 1906 года.
Обряд был совершён настоятелем церкви Волковского кладбища
протоиереем Николаем Петровичем Вишняковым, магистром
С.-Петербургской духовной академии, автором ряда духовных трудов,
среди которых "Историко-статистическое описание
Волковско-православного кладбища". |
Церковь
указывалась на различных картах начала XX
века. В частности, на картах
Ю. Гаша 1909 –
1914
годов и
А. С. Суворина 1913
и 1916 годов. Обозначена она также и на предвоенных
советских топографических картах.
От этих карт отталкиваясь, а также, опираясь на
воспоминания очевидцев, можно со всей ответственностью утверждать, что церковь
и
кладбище
при ней, находились
несколько западнее пересечения нынешних
улиц Димитрова и
Белградской,
близ железнодорожного полотна (на современных картах:
Google,
Яндекс). |
|
|
|
Герасим Иорданский
родился в городе Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже в юности он
решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В
Иорданской пустыне преподобный Герасим устроил обитель и написал
Устав, который отличался большой строгостью. Во всём мире известна история о том, как однажды
святой Герасим
встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность
дикий зверь стал служить старцу как домашнее животное до самой
его кончины. По смерти старца лев умер от горя на его могиле и
был зарыт близ гроба святого. Поэтому льва часто изображают на
иконах, у ног преподобного. Святой Герасим считается покровителем животных и врачевателем. День памяти
преподобного Герасима Иорданского (День святого
Герасима) отмечается 4 марта.* У славян этот день получил ещё одно название – День Герасима-грачевника, потому что в этот день обычно ожидали
прилёта грачей. |
Икона. Русь, середина XVI в. |
Первоначально храм
относился к приходу
Спасской церкви Волкова кладбища (по другим
данным – к
Преображенской церкви*). Храм окормлял жителей
Купчина и
Средней Рогатки. В 1909 году на приусадебном церковном
участке купчинским обществом был построен дом для проживания
священника. С 1906 по
1911 годы постоянного служителя в церкви не было (не обнаружено
соответствующих документов). С 1911 года службы проводил священник
С. А. Миролюбов. Симеон Александрович 1850 года рождения, священник
Хвашненской Димитриевской церкви Лужского уезда, в сане с 1886 года.
Биография его была небезупречна. Епархиальным следствием был
изобличён во множестве нарушений различных статей устава духовной
консистории. Ссылался в Череменецкий монастырь, и даже был лишён
места священника в 1910 году. Не взирая на столь многочисленные
прегрешения, Миролюбов проводил службы в церкви, а также выступал в
роли законоучителя в купчинской школе. |
Прошение
крестьян о священнике
(ЦГИА СПб. Ф.224. Оп.1. Д.1642Б.) |
Обращение к
священнику Симеону Миролюбову
(ЦГИА СПб. Ф.224. Оп.1. Д.1642Б.) |
Справка о
священнике Симеоне Миролюбове к назначению его законоучителем
купчинской школы
(ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.115. Д.1187.) |
|
С 1914 году пастырские
обязанности в церкви начал исполнять М. В. Романский. Михаил
Васильевич родился в 1879 году в семье диакона Петроградской
епархии. Окончил семинарию в 1901 году. С того же года служил в
Моложанской церкви Лужского уезда (ныне – деревня Моложане
Струго-Красненского района Псковской области). В 1904-1905 годах был
обвинён в недопустимом для священника поведении – проведении служб в
нетрезвом состоянии, за что выведен за штат и переведён в
причетники.*
С 1911 по 1913 год жил на Валааме с целью избавиться в монастырских
стенах от пагубного пристрастия. Был прощён и в сентябре 1914 года
был приписан к купчинской церкви. Самостоятельный приход (священник и псаломщик)
был открыт в октябре 1917 года не без активного участия в этом
купчинского общества. С того же времени М. В.
Романский пост уже приходского священника занял. Он был избран на
эту должность представителями купчинского
общества.* |
Справка о М. В.
Романском, обращение, открытие прихода
(ЦГИА СПб
Ф.19. Оп.115. Д.1569.) |
|
Опись церковного
имущества 1920 года
(ЦГА СПб
Ф.7879. Оп.1. Д.62.) |
|
После двух революций 1917
года церковь продолжила свою деятельность. В период активной борьбы
с церковью купчинский храм выстоял. И сохранён он был силами жителей
Купчина. В 1924 году был создан «приходской церковный совет
двадцатки купчинской Герасимовской церкви», по сути – народный
орган управления храмом. В эти годы были ещё живы многие из тех,
чьими силами церковь возводилась. Их дети продолжили дело отцов, не
бросили и не отдали на поругание храм, построенный всем миром. Так
родился документ, свидетельствующий о непреклонном желании купчинцев
сохранить Герасимовскую церковь. Что же сделали купчинцы? Они взяли
на себя содержание сельского храма, о чём и был составлен договор. |
Договор
о содержании церкви и расписка
(ЦГА СПб Ф. 7608. Оп.12. Д.46.) |
Активисты и жители
деревни (села) брали на себя все обязанности по содержанию и
финансированию церкви. Они также обязывались беречь и хранить всё
церковное имущество. Отдельно отмечалось, что пожертвования будут
использоваться исключительно для церковных нужд. В самом же храме будут
проводиться только богослужебные обряды, иначе говоря –
церковь будет использоваться исключительно в религиозных целях.
Какая-либо пропаганда или агитация в храме запрещены. Всем желающим
двери храма всегда будут открыты, никаких препятствий к посещению
церкви чиниться не будет. Документ подписали более 80 жителей
Купчина. Таким образом, купчинская церковь может быть по праву
названа дважды народным храмом. |
Список
купчинского совета «двадцатки», протокол заседания (о Романском),
анкета священника Розова
(ЦГА СПб Ф. 7608. Оп.12. Д.46.) |
Представители
«церковной двадцатки», разумеется, активно участвовали в жизни
церкви. Согласно веяниям времени проводили собрания, вели протоколы.
Будучи, по сути, владельцами общественного имущества – церкви,
купчинцы имели право заниматься и административными делами. Так, в
одном из протоколов «двадцатки» указывается на то, что священник
Романский более не устраивает купчинцев. Предъявляемые ему
претензии были более чем серьёзны – в богохульстве
и пьянстве. Учитываю предысторию появления в Купчине М. В.
Романского, особого удивления подобное стечение обстоятельств не
вызывает.
Было принято решение о смене священника, и с 1925 года в
церкви святого Герасима служил
Николай
Васильевич Розов. Согласно его воспоминаниям, Михаил Васильевич
Романский трагически
погиб под колёсами поезда. Николай Васильевич
служил в Купчине до середины 1930-х годов. |
После постройки церкви вокруг неё начали проводить погребения.
Так при церкви появилось небольшое
кладбище. Захоронения на
нём производились вплоть до начала
Великой Отечественной войны. В предвоенные
годы местные жители называли это кладбище новым. Причин
появления такого названия две: во-первых это и в самом деле было
новым кладбищем из двух, имевшихся в деревне, а во-вторых оно
располагалось близ улицы, которую купчинцы также называли Новой. |
Ограда церкви во имя
преподобного Герасима |
Часовня на
старом купчинском кладбище |
У
начала деревни (северной оконечности), на правом берегу реки, находилось другое, большее по размеру
и гораздо более древнее, купчинское
кладбище.
Местные жители оно называли его Старым. У более
древнего кладбища проходила Старая улица. На Старом
кладбище вплоть до
Великой Отечественной войны
существовала деревянная Троицкая
часовня. Сведения о часовне имеются с середины XIX
века.
На предвоенных топографических картах, в
соответствии с действовавшими тогда обозначениями, отмечены как церковь, так и
часовня, находившаяся у кладбища. Хотя сами кладбища почему-то
не обозначены. Вероятно, из-за незначительных размеров.
Захоронения на старом кладбище
производились до начала 1960-х годов. На ниже представленных аэрофотографиях, сделанных в 1941 –
1942 годах, чётко различается здание церкви и заметна тень от
строения. Вывод очевиден – здание церкви было полностью разобрано
не ранее мая 1942 года. |
|
Часовня, относящаяся к купчинскому
кладбищу, располагалась на главной улице деревни, южнее моста через Волковку. В настоящее время на этом месте граница берега пруда и
заболоченной территории. |
По одним сведениям церковь была закрыта в марте 1938 года. Святыни
из неё были переданы в
Николо-Богоявленский собор.
Однако имеются свидетельства, что неофициально она была действующей вплоть до начала
Великой Отечественной войны.
Первоначально
с неё снесли купола, опасаясь того, что они могут быть
пристрелочными ориентирами для вражеской артиллерии. Впоследствии
деревянное строение полностью разобрали, как и большинство домов
деревни. |
Не смотря на то, что церковь к этому
времени давно была снесена, на спутниковом снимке 1966 года хорошо
просматриваются некие развалины и старая дорога, ведущая к ним.
Несомненно, что это остатки кладбища, располагавшегося у церкви.
Возможно, что в это время были вполне различимы и остатки фундамента
церкви. Также и на топографической карте 1969 года совершенно чётко отмечено
это место. |
|
В конце 1960-х – начале 1970-х годов
на месте церкви и
кладбища
активно велись земляные работы.
Прокладывалась новая улица, проводились канализационные коллекторы. Очевидно, сброс нечистот тогда производился прямо в реку.
Впоследствии канализационная система перестраивалась и на берегу
канала сохранилось множество разнообразных бетонных плит.
На месте кладбища был прорыт новый
Волковский канал. Сюда свозили разного рода строительный мусор. Также на этом месте
складировали привозимый грунт. Грунт увози, и вновь привозили. Вследствие
всего этого, вероятность того, что на этом месте
хотя бы частично сохранились захоронения
крайне не
велика, но такое всё-таки возможно. |
Место, где
находилось кладбище при церкви |
В 2014 году на месте бывшего
кладбища вновь проводились земляные работы. И это дало возможности
для археологических открытий. Так, на месте, где некогда находилась
церковь, были обнаружены разрозненные обломки, а также целые кирпичи
и даже два фрагмента кирпичной кладки, очевидно являвшиеся либо частью
церковного фундамента, либо фрагментами церковной ограды,
представлявшей собой множество кирпичных опор, между которыми была
решётка. На описываемой территории, кроме кирпичей завода Кирсанова, были
также обнаружены разрозненные кирпичи других производителей начала
XX века. Вероятнее всего, они были
привезены сюда в 1970-е годы с грунтом для подсыпки территории при
строительстве дорог. Практика использования материала разрушенных
зданий подобным образом хорошо известна. Откуда же появилась уверенность,
что эти кирпичи и кладка – часть фундамента или ограды именно храма
преподобного Герасима? Доподлинно известно, что церковь, будучи
деревянной, имела каменный фундамент. Также имеются фотографии
кирпичных опор церковной ограды. Документально подтверждено,
что кирпичи для строительства церкви поставлял владелец кирпичного
завода
А. М.
Кирсанов. В то время
существовали большие кирпичные производства, выпускавшие продукцию
громадными партиями, и работавшие не одно десятилетие. Завод же Кирсанова
был небольшим, и проработал очень недолго, к тому же располагался по
соседству.
Вероятность того, что кирпичи Кирсанова могли быть сюда привезены
позднее, после сноса какого-либо строения, крайне невелика. Учитывая всё это, а также то, что
кирпичи производства Кирсанова обнаружены тут в большом количестве и
одного типа (производителем использовались различные клейма в разные
годы), логично сделать вывод, что это именно остатки церковного
фундамента или же опор ограды, для строительства которых кирпичи и поставлялись с завода
целенаправленно. |
Вид на место
церкви и кладбища с железнодорожной насыпи |
|