Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 
 

 

Журнал "Нева" № 2 2000 года

 

 

Журнал Нева  

В. В. Панфилов 

 

Купчино – мой район

     

Уже четверть века я живу здесь. Давно стал интересоваться п рошлым района, но, к сожалению, в литературе обычно повторяется информация о том, что в начале XVIII века деревня Купчино, в которой: тогда имелось пять дворов, принадлежала Александро-Невскому монастрю. Я попытался по книгам, старым картам Петербурга, газетным публикациям восстановить облик прошлого этих мест. Что-то смог добавить сам как очевидец.

Основными нашими ориентирами будут линии железных дорог: с востока и запада – Московской и Витебской, а с юга и севера –Окружной и Соединительной. Для указания местоположения я буду использовать существующие ныне улицы и проспекты, не оговаривая это в дальнейшем.

До революции граница города проходила по Рощинской улице и примерно по трассе улицы Салова. После вхождения в городскую черту в 1922 году большей части нынешнего Купчина его территория была отнесена сначала к Володарскому району, затем, с 1930-го по 1961 год, – к Московскому, а с апреля 1961 года вошла в состав Фрунзенского района.

В русских писцовых книгах XVI столетия и на старинных шведских картах XVII века на островах дельты Невы и в прилегающих к ней местах значатся поселения, носящие русские названия. Уже тогда стояли деревни Волкова и Купчино.

Однообразный равнинный пейзаж местности оживляла река Волковка, петлявшая почти по всей территории нынешнего Купчина, направляясь сначала на северо-восток, а затем меняя направление на северо-западное. Ее излучина находилась недалеко от пересечения проспекта Славы и Софийской улицы, где она сливалась с безымянным ручьем. Если быть точным, Волковкой назывался участок от устья до района холерного кладбища, а выше по течению река называлась Черной речкой. В 1972-1973 годах большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской до улицы Салова. В 1983-1984 годах пошел по искусственному руслу еще один участок реки – от улицы Димитрова к станции метро «Купчино». Теперь о ее русле напоминает лишь ряд прудов, в том числе в районе парка Интернационалистов и строящегося ипподрома около улицы Салова.

Деревня Купчино располагалась на берегу Волковки в квартале, прилегающем к Белградской улице, между Альпийским переулком и улицей Димитрова. В XIX веке ее населяли главным образом огородники и извозчики. В деревню вела Купчинская дорога – ныне Витебский проспект. К началу XX века деревня разрослась до трех улиц: Старой, Новой и Купчинской, пролегавшей тогда в районе проспекта Славы и Белградской улицы. Появились школа, читальня, кузница, пожарное депо.

На севере района расположены несколько кладбищ. Современное Ново-Волковское кладбище включило в себя татарское, появившееся в 1827 году, и персидское кладбища. Поначалу они предназначались для «воинских чинов, исповедующих мусульманскую религию», но позднее там стали хоронить мусульман всех сословий. Место это выбрано не случайно. По некоторым сведениям, в екатерининское время здесь существовало кладбище, на котором хоронили военнопленных турок. Поблизости располагались так называемые «указанные места», где хоронили «умерших без церковного покаяния», главным образом самоубийц.

В 1831 году во время эпидемии холеры рядом с мусульманским появилось холерное кладбище. В дни холерной эпидемии 1831 года к нему везли бесконечные вереницы гробов. Николай I вынужден был издать распоряжение, по которому «умершие холерою впредь имеют быть хоронимы не днем, а по ночам». «При красноватом мерцающем свете смоляных факелов, – вспоминает современник, – с 11 часов вечера тянулись по улицам целые обозы, нагруженные гробами, тянулись за городскую черту на страшные, отчужденные, опальные кладбища». На холерном кладбище были погребены живописец-декоратор П. Гонзаго, профессор Петербургского университета Рогов, статс-секретарь Александра I сенатор Молчанов, придворный музыкант Ширяев. В 1896 году дорога, ведшая к кладбищу, стала называться Волковским проспектом, который проходил вдоль Черной речки до излучины и далее до линии Николаевской железной дороги.

Было рядом с деревней Купчино и свое кладбище. До начала 90-х годов еще можно было отыскать в зарослях кустарника у пруда (оставшегося от засыпанного участка русла Волковки) поваленные могильные камни. На одном из них упоминалась какая-то купеческая вдова. Возможно, это было захоронение семьи купцов Шутовых, на пожертвования которых строилась местная церковь.

В середине 1830-х годов «в двадцати шагах» от холерного кладбища была проложена Царскосельская железная дорога. Работы начались с осушения земель в районе шушарских болот. На третьей версте от столицы трасса будущей линии проходила через Волкове поле, на восьмой – пересекала дорогу, идущую от Московского тракта к слободе Фарфорового завода. Примерно на полпути от Петербурга, на двенадцатой версте, трасса проходила через Московский тракт. Там предполагалось построить вторую после Петербурга станцию, которую назвали «У Московского шоссе» (ныне это платформа Шушары).

В 1899 году дорога стала называться Московско-Виндаво-Рыбинской, в связи с продажей ее крупному акционерному обществу одноименной железной дороги, а через год началась ее реконструкция. Линия в районе платформы Воздухоплавательный Парк отодвинулась к западу, обогнув сортировочную станцию. Открытие новой линии состоялось 14 августа 1904 года. В начале 30-х годов на линии теперь уже Витебской железной дороги устроили полустанок Купчино. В декабре 1972 года название Купчино стала носить новая станция (первая в Ленинграде, совмещенная со станцией метро), а старая была переименована в Проспект Славы.

В 1851 году по восточной границе района прошла линия Николаевской железной дороги, а в 1885-м в районе Волковой деревни – линия Окружной дороги, соединившей южную часть города с северной через Финляндский железнодорожный мост, У платформы Фарфоровская - карьер, заполненный водой. Из него брали землю для строительства насыпи железных дорог.

К югу от Волковой деревни в XIX – начале XX века располагалось Волкове поле – обширный пустырь, включавший в себя и часть нынешнего Московского района. В 1817 году здесь произошла знаменитая «четверная дуэль» из-за балерины Истоминой, участниками которой были В. Шереметев и А. Завадовский, а также их секунданты А. Якубович и А. Грибоедов.

На Волковом поле 24 февраля 1804 года был основан артиллерийский испытательный полигон с казармами и артиллерийской лабораторией. На нем испытывалась продукция орудийных производств Олонецкого, Путиловского, Металлического заводов, петербургского «Арсенала», Охтинского порохового завода. Проводились артиллерийские стрельбы и пуски пороховых ракет. Об этом напоминают название Стрельбищенская улица и встречающееся в картографических источниках вплоть до 1950-х годов название Ракетное поле, Удобное географическое положение полигона и другие факторы определили статус полигона как общегосударственного центра. На его базе осуществлялась подготовка кадров высшей квалификации для армии и оборонных научных учреждений. В связи с переходом к испытаниям нарезных орудий с повышенной дальностью стрельбы в 1879 году полигон переведен на Охтинское поле. В 1885 году была сформирована первая в России военно-воздухоплавательная команда. Ею заведовал поручик А. М. Кованько. Команду расквартировали в казармах артиллерийского полигона на Волковом поле. 6 октября того же года состоялся первый полет на воздушном шаре. В нем принял участие и Кованько, в дальнейшем проведший множество полетов и ставший «воздухоплавателем номер один» в России. В 1890 году команду реорганизовали в Учебный воздухоплавательный парк. 28 августа 1908 года здесь состоялся первый полет русского дирижабля «Учебный». В начале 1900-х годов пассажиры железной дороги могли видеть стоящий на открытом поле большой эллинг, в котором хранились воздушные шары и дирижабль. Эллинг просуществовал, по крайней мере, до середины 20-х годов.

В 1923 году слушателями и техниками Высшей военно-воздухоплавательной школы был построен и испытан на Волковом поле первый советский дирижабль «VI Октябрь» . Само здание школы находится в Московском районе между Парковой улицей и Витебским проспектом. В 1985 году на здании установлена мемориальная доска.

В конце XIX века в районе пересечения улиц Салова и Софийской были построены керосиновая фабрика и склады. Теперь это завод им. Шаумяна, специализирующийся на производстве технических смазок и масел. В 60-е годы нашего века рядом располагался поселок им. Шаумяна.

В путеводителе начала 30-х годов говорится: «За Волковым кладбищем открывается ряд распланированных полупустых кварталов. Некоторые улицы здесь еще не имеют названия. Дома небольшие, провинциального типа, иногда с садами и огородами. Более заселен поселок Рылеево». Село Рылеево находилось севернее деревни Купчино. На карте того времени обозначено множество улиц: Пензенская, Прибалтийская, Байкальская, Алмазная и другие. Но, по всей видимости, они представляли собой проселочные дороги. Примерно четверть территории района занимали луга. Часть свободных земель жители распахивали под огороды.

В начале XX века основной транспортной «магистралью» района была Куракина дорога, которая, начинаясь у Средней Рогатки, пересекала весь район и выходила к Неве южнее карьера Императорского фарфорового завода и Николаевского сиротского института (Куракиной дачи). На Куракиной дороге примерно посередине между линиями железных дорог на карте 1912 года обозначена бойня. Перед самой войной на месте нынешних улиц Бухарестской, Будапештской, Белградской, Турку, Белы Куна, проспекта Славы, Альпийского переулка, улицы Димитрова располагался совхоз «Ударник» треста пригородных совхозов Московского района. Почти в центре находившихся здесь угодий стояло небольшое двухэтажное деревянное здание, в котором размещались контора, красный уголок, два начальных класса школы, здравпункт и две комнаты – молодежные общежития. Чуть подальше стояли три барака – семейное общежитие. Были еще приземистый продовольственный магазин и несколько производственных построек – конюшня, кузница. Буквально перед самой войной был выстроен двухэтажный бревенчатый жилой дом.

Хозяйство имело свыше 550 гектаров земельной площади, 2,5 тысячи квадратных метров теплиц, 60 голов лошадей, были тракторы и автомашины. Войну совхоз не пережил. Яблоневый сад – это то, что осталось от его владений. К осени 1941 года линия фронта проходила уже между Шушарами и городом Пушкином. В первые месяцы блокады с Витебского вокзала в специальных поездах жители города отправлялись в район Купчина для возведения оборонительных сооружений. На случай прорыва фронта для обороны города были созданы три рубежа внутренней обороны – три полосы инженерно-фортификационных сооружений. Первый проходил по Куракиной дороге. Один из его дотов сохранился на Альпийском переулке недалеко от Бухарестской улицы. Второй рубеж проходил примерно по линии Благодатная улица – улица Салова – платформа Фарфоровская. Третий рубеж проходил по Обводному каналу. Наиболее интенсивным обстрелам подвергались станция Витебская-Сортировочная, нефтехранилища и нефтезавод им, Шаумяна.

В 1952 году Куракину дорогу переименовали в Южное шоссе, которое тогда служило фактической границей города. До постройки существующих платформ станции Проспект Славы московская и купчинская части Южного шоссе соединялись деревянным мостом через Волковский канал. В настоящее время часть Южного шоссе переименована в Альпийский переулок.

В середине 1950-х годов первый транспортный маршрут пролег вглубь района. Это был автобус № 15, который ходил от Троицкого поля до 4-го кирпичного завода, расположенного на Южном шоссе. Теперь это НПО «Керамика». Карьеры, превратившиеся в пруды, прилегающие к улицам Димитрова и Бухарестской, – это результат его деятельности.

Период массового жилищного строительства, начавшийся в 1964 году, совершенно изменил наш район. Первый крупнопанельный пятиэтажный дом и первый торгово-бытовой центр в городе были смонтированы у перекрестка Будапештской улицы и проспекта Славы. Построен целый город, по населению превышающий такие города, как Архангельск или Курск. Дома дошли уже до Окружной линии железной дороги. Остатки сильно пострадавшей в войну деревни Купчино исчезли. Бывшая Купчинская свалка превратилась в сквер, проходящий вдоль Бухарестской улицы южнее улицы Димитрова, Однако не все, что намечалось, было осуществлено. Например, Софийская улица должна была стать продолжением Гороховой, а Бухарестская – выходить к Лиговскому проспекту напрямик через улицу Тосина. Не реализован проект Южного Обводного канала, который должен был соединить Неву южнее Володарского моста с Финским заливом. Линии электропередач все еще выдают его окраинное положение.

Названия улиц, пересекающих проспект Славы, напоминают о столицах бывшего социалистического лагеря, причем с запада на восток идут строго в алфавитном порядке. В октябре 1997 года пересечение Софийской улицы и проспекта Славы стало называться Гамбургской площадью. Но было бы справедливым назвать ее в честь нашего земляка Владимира Балыбердина, который первым из советских альпинистов поднялся на Эверест, Именно на этом месте он погиб в дорожной катастрофе в 1994 году по вине финского водителя грузовика.

В 1903 году жители деревни Купчино решили построить собственный храм и через шесть лет заложили деревянную церковь преподобного Герасима по проекту, созданному в русском стиле архитектором И. Т. Соколовым, неподалеку от полотна железной дороги в районе Балканской площади. На местном кладбище у нее была деревянная Троицкая часовня. Служил в храме с 1914 года вплоть до революции о. Михаил Васильевич Романский. Церковь была закрыта в марте 1938 года и летом того же года снесена. Святыни были переданы в Никольский собор. Долгие годы ближайшей действующей церковью была церковь святого Иова на православном Волковом кладбище.

24 мая 1995 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн освятил в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия небольшую домовую церковь Гуманитарного университета профсоюзов, расположенную в здании студенческого общежития на улице Фучика, 15.

В 1997 году в парке Интернационалистов заложен храм святого великомученика Георгия Победоносца в память всех павших за Отечество.

Конечно, мой рассказ не полон, но, может быть, кто-нибудь из читателей поможет дополнить его, и совместными усилиями создастся летопись нашего района.

 

 

 

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024