Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

Поиск по сайту   

 

 

 

ВОЛКОВА ДЕРЕВНЯ


 

От автора

Многие века неразрывно связывали две небольшие деревеньки Волково и Купчино. Волково старше. Но с XVIII века во многих источниках, если упоминалась Купчина деревня, то не  забывали и про Волкову. И владельцев деревни меняли сообща. И на работы жители Волковой и Купчиной нанимались вместе. И родственные связи между жителями были. А ещё их объединяла река. По поводу возможности судоходства по Волковке есть определённые сомнения. Но, обладая некоторой долей фантазии, можно представить себе купчинцев века, скажем, семнадцатого, сплавляющихся вниз по течению на плоскодонках и отталкивающихся шестами от пологих берегов витиеватой речки, дабы, прибыв в Волкову деревню, рассказать там последние кукаровские новости. Или же волковских, неспешно втаскивающих на бечёвке вверх по течению гружёную лодочку, чтоб, по прибытии в Купчину деревню, поразить своим товаром и растрясти мошну купчинских богатеев.

Прошли года, и вот как странно распорядился случай, Волково много лет входило в состав и Петербурга и Ленинграда. Купчино же всегда было на периферии. При этом, по размерам деревни были вполне сопоставимы. А ныне Купчино – это громадный жилой район, известный далеко за пределами Петербурга. Волково же так и осталось маленькой точкой на карте большого города, известной больше своими погостами, нежели ныне здравствующими жителями. При этом, Волково сохранило своё историческое название и некоторую самобытность.

Описания района Волковой Деревни (Волково) конечно делались, и не раз. Но, по большей части, местности отводилось не более пары абзацев, в которых упоминалась древность происхождения названия, да несколько эпизодов из жизни деревни начала XX века. А район достоин большего. Вот и подумалось, а почему бы не начать исследование дружественной Купчину местности, к тому же, являющейся частью одного административного района.

В настоящей статье не ставится задача полноценного описания местности. Такая работа лишь в перспективе. Здесь же даётся только краткое выборочное описание территории бывшей Волковой дересни, которое по сути является набором отправных точек для дальнейших исследований.

 

Волково

Территорию Волкова поля (Ракетного поля) и прилегавшего к нему Воздухоплавательного парка сразу оставляем за скобками. Эта тема чрезвычайно интересна и вполне достойна отдельного и весьма скрупулёзного исследования. В настоящей статье мы рассматриваем Волкову Деревню, то есть местность севернее бывшей Соединительной железной дороги (нынешней станции Волковской).

Какую же территорию следует относить к Волковой Деревне? С известной долей условности, в нынешнем её виде, Волкову Деревню можно разделить на три составляющие: северный жилмассив (Волковский-Задворная-Грузинская); южный жилмассив (Мгинская-Дубровская-Салова) и кладбища. Кладбища, в свою очередь, тоже подразделяются по религиозной и этнической принадлежности и имеют различную историю. Как это ни странно, но о волковских кладбищах написано значительно больше, чем собственно о районе. Поэтому, в настоящей статье, мы не будем рассматривать тему захоронений а, наоборот, обратимся к миру живых.

Меж тем, необходимо всё же очертить границы местности, которую мы будем понимать под Волковой Деревней. С южной границей всё просто, это – железная дорога. Западной границей, пожалуй, можно назвать Камчатскую улицу, обрамляющую Волковское кладбище и прилегающую к этой улице местность. Некогда здесь располагались несколько небольших улочек, ныне же здесь исключительно промышленно-хозяйственная застройка. Следует также отнести к Волковой Деревне и Расстанные переулок и проезд с несколькими строениями у перекрёстка Расстанной и Камчатской улиц, прилегающими ко входу на известный некрополь Литераторские Мостки. И уж конечно в описание надлежит включить известное многим здание бывшей Волковской купеческой богадельни у перекрёстка Расстанного переулка и набережной реки Волковки с прилегающей территорией. Всё это можно рассматривать в качестве северной окраины. С востока же Волкову Деревню обрамляют многочисленные хозяйственно-складские постройки, в числе коих и территория бывшего карбюраторного завода.

 

Южный жилмассив

Фасадной, парадной стороной этого микрорайона, конечно же является Волковский проспект. Проспект... Почему в конце XIX века так стали именовать небольшую просёлочную дорогу, проходившую вдоль правого берега Волковки, очевидно, так и останется тайной. Даже по меркам начала XX века Волковский не шёл ни в какое сравнение с Невским, Владимирским или, скажем, Забалканским проспектами. И ныне Волковский проспект представляет собой небольшую извилистую улицу, разделённую на две независимые части в Волковой Деревне и Волковом Поле.

Если Волковский проспект – это парадная сторона южного жилмассива, то обратной стороной, без сомнения, может быть названа Задворная улица. В самом этом названии, известном с конца XIX века, заложен очевидный смысл – улица, проходящая за дворами. И в наши дни это смысловое значение не утрачено. Жители немногочисленных строений, чьи окна выходят на улицу, вынуждены взирать на громадное (по местным меркам) поле – пустырь. Много лет здесь располагались здания метростроителей. Теперь лишь вентиляционная шахта, гордо возвышающаяся посреди пустыря напоминает об этом. Задворная улица проходит между Касимовской и Средней улицами.

Средняя улица – название историческое, не менявшееся никогда. Как и в случае с Задворной,  в названии улицы скрыто её  расположение в деревне. В нынешнем её виде, к улице больше бы подошло название "Маленькая" или "Совсем Маленькая". Проходит она с запада на восток, от Волковского проспекта до Грузинской улицы. Как это ни странно, но по Задворной и Средней улицам организовано маршрутное движение. Автобусы большого и особо большого класса с трудом преодолевают перекрёсток Средней и Задворной улиц. А отправляются автобусы от Касимовской улицы, где теперь расположена главная местная достопримечательность – станция метро "Волковская" в здании торгового комплекса "Радиус".

Касимовская улица до начала 1950-х годов проходила от Камчатской улицы до Волковского проспекта. Название было дано в начале XX века по городу Касимову, Рязанской губернии. В более давние времена (в середине XIX века) Касимовская вместе с нынешней Камчатской улицей объединялись названием "Дорога в Волкову деревню". В настоящее время Касимовская улица поделена на две части, западную и восточную. Западная, как и раньше, проходит от Камчатской улицы, ограничивая Волковское кладбище, восточная же ныне ведёт от Волковского проспекта к Грузинской улице. И вот на этой самой восточной части жизнь бьёт ключом. Причиной тому, конечно же станция метро, открытая в самом конце 2008 года.

С начала 1960-х годов на месте нынешней станции метро находилась автобусная станция. Вернее, площадка отстоя автобусов. Сама станция (диспетчерская) располагалась в жилом доме (Касимовская ул., дом 8) на первом этаже. Ограничивали площадку отстоя железнодорожные пути и строения железнодорожной станции Волковская.

Волковская – это грузовая (товарная) станция С.-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги. Станция с названием "Волковский пост" была организована на в 1900 году на Соединительной железной дороге, открытой в 1853 году, и, как следует из названия, соединяла соединявшей пути московского направления (Николаевская железная дорога) с путями Варшавской железной дороги. Впоследствии была соединена с путями Москоско-Виндаво-Рыбинской, Балтийской, Путиловской и Портовой железных дорог. Ныне самым приметным строением станции можно назвать единственный в этой местности деревянный дом с громадной надписью "Волковская". Дом расположен на нечётной стороне Касимовской улицы, близ перекрёстка с Грузинской улицей, где, собственно, Касимовская и заканчивается.

Безымянный переулок стал обозначаться на картах в самом конце XIX века. Изначально проходил от Михайловской улицы до Прогонной. Впоследствии значительно удлинился. Проходил от Андреевской улицы до Волкова поля, параллельно Стрельбищенской улице. Тогда это уже был не переулок, а улица. В 1940 году улица получила своё нынешнее название в честь Грузинской ССР. После начала строительства Бухарестской улицы, южная часть Грузинской улицы была полностью поглощена новой магистралью. Северная часть сохранилась и теперь проходит от железнодорожный путей станции Волковская до улицы Салова. В настоящее время жилых домов на Грузинской улице нет, исключительно хозяйственные постройки. Приблизительно на месте нынешнего перекрёстка Грузинской и Касимовской улиц некогда было пересечение Безымянной и Прогонной улиц.

Как уже описывалось выше, Касимовская улица была только западнее Волковского проспекта. К нынешней железнодорожной станции она не подходила. Зато существовала Прогонная улица, проходившая параллельно Средней улице, южнее её. Название говорит само за себя. По этой дороге гоняли на пастбища скот. Продолжением Прогонной стала улица с не менее говорящим названием – Выгонная. Она доходила практически до Николаевского посёлка (впоследствии – пос. им. Шаумяна). В 1940 году Прогонную улицу переименовали в честь К. Д. Высоцкого – героя Советского Союза, участника советско-финляндской войны. Звание Героя Советского Союза Кузьме Дмитриевичу Высоцкому присвоено 15 января 1940 года. Улица Высоцкого просуществовала очень не долго. Улица потеряла свою значимость и лишилась статуса. Часть бывшей Прогонной улицы и сейчас сохранилась в качестве внутридворового проезда у домов 24 по Волковскому проспекту. Нынешняя же Прогонная улица – это та самая Выгонная улица, являвшаяся продолжением Прогонной улицы в прошлом.

Михайловская улица, проходившая от Волковского проспекта до Нобелевской улицы, получила своё название от фамилии домовладельцев братьев П. И. и М. И. Михайловых. Впоследствии была объединена с Ново-Михайловской улицей и была названа в честь Александра Михайловича Салова, воздушного стелка-радиста, героя Советского Союза, участника "финской" войны, в том же году, что и улица Высоцкого.

Следует заметить, что довоенное Волково очень сильно отличалось от нынешнего. Никаких пустырей здесь не было. Минимальна была также и промышленная застройка. Вся территория была занята маленькими домами с небольшими приусадебными участками. Многие строения были частными. Кроме них существовали дома бо́льшего размера, очевидно представлявшие собой бараки для рабочих. Большинство строений были деревянными. Лишь несколько зданий были каменными. Большинство из них располагалось на Волковском проспекте. В конце 1940-х – начале 1950-х годов здесь развернулось активное строительство, в результате которого местность приобрела тот облик, который мы можем видеть и сейчас. Из жилых строений дореволюционного периода до нас дошли дома 20 и 24 по Волковскому проспекту. Из других зданий следует отметить дом 9 по Средней улице и дом 3 по той же улице – пожарную часть, сооружённую в начале XX века.

В 1950-х годах все здешние улицы обрели тот вид, который имеют и сейчас. Но отдельные элементы местности сильно изменились. На месте пустыря между Задворной, Касимовской и Грузинской улицами, где теперь гордо возвышается вентиляционная отдушина метрополитена, ещё в 1970-х годах была внутридворовая территория. И Задворная и Касимовская были застроены небольшими зданиями послевоенной постройки. Вероятно, эти строения были деревянными и представляли собой бараки или общежития. Ни одного такого строения не сохранилось. А единственным упоминанием о территории может служить чудом сохранившийся фонарный столб 1960-х годов, стоящий теперь посреди пустыря.

В ряд местных достопримечательностей следует отнести два бомбоубежища послевоенной постройки, расположенных между Волковским проспектом и Задворной улицей. Разделяет из построенная уже в недавнем прошлом трансформаторная будка.

 

Северный жилмассив

Северной границей северного же жилмассива является Мгинская улица. Появление этой улицы, как ни странно, напрямую связано с трамваями. В самом начале 1930-х годов была сооружена трамвайная линия от Расстанного проезда, где до того много лет существовало кольцо, до улицы Самойловой. Рельсы были проложены по Расстанному переулку, набережной реки Волковки и вдоль южной границы Волковского немецкого (лютеранского) кладбища. Впервые трамвайная линия указывается на карте 1933 года. Появившаяся вдоль путей дорога по праву получила название "Новая улица". Своё нынешнее название улица приобрела в 1950 году. В название вложена память о железнодорожной станции Мга и Мгинской наступательной операции советских войск Ленинградского и Волховского фронтов, проведенной в июле-августе 1943 года, в результате которой была обеспечена прочная железнодорожная связь Ленинграда со страной.

Если Мгинская улица действительно является самой новой в данной местности и, при этом достаточно хорошо известной, то следующие за ней Андреевская и Дубровская улицы имеют давнюю историю и совершенно неведомы петербуржцам, исключая, конечно, местных жителей. Андреевская улица вполне может претендовать на право называться самой маленькой улицей во Фрунзенском районе. Фактически она проходит вдоль дома 7 по Мгинской улице и имеет такую же длину, как и само строение. Поэтому Андреевскую часто не воспринимают как улицу, а считают дворовой территорией. С 1904 года известен Андреевский переулок, в 1911 несколько повысивший свой статус и ставший улицей. Название улицы восходит к домовладельцу и фабриканту Е. Г. Андрееву, жившему неподалёку.

Дубровская улица, бывшая до того Петровским переулком, стала таковой в том же 1950 году, когда на картах города появилась и Мгинская. В новом названии улицы увековечена Невская Дубровка – посёлок во Всеволожском районе Ленинградской области и Невский пятачок – условное обозначение плацдарма на левом берегу Невы напротив Невской Дубровки, захваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта в 1941-1942 и 1942-1943 годах в ходе битвы за Ленинград.

Впервые Петровско-Полевой переулок упоминается в 1902 году. Впоследствии название сократилось до Петровского переулка. Само название, вероятнее всего, восходит к фамилии одного из местных домовладельцев. Но полное имя этого человека затерялось в веках. Будучи изначально меньше, чем располагающаяся рядом Андреевская улица, Дубровская ныне стала несколько больше. Теперь она проходит от дома 4 по Волковскому проспекту до улицы Самойловой. По сути, Дубровская улица, как и Андреевская, представляет собой тупиковый дворовый проезд.

Параллельной, проходящей южнее Дубровской улицы магистралью, прямой, широкой, многополосной, освещённой яркими огнями и ведущей в самое сердце города, должен был стать проспект Дзержинского. Но не стал... Если взять линейку и провести прямую на карте города от конца нынешней Гороховой улицы до начала нынешней же Софийской, то можно понять как по проекту ещё 1930-х годов предполагалось строительство этой магистрали. И не следует думать, что продление Софийской улицы до Колпина – это проект XXI века. Нет, всё это уже было в планах "Большого Ленинграда" начала 1930-х годов. Собственно, то что проект не был реализован, это скорее благо, нежели беда. Будь он построен по первоначальному плану, не было бы у нас сейчас ни ТЮЗа, ни Литераторских Мостков. Однако трассу несостоявшегося проспекта легко можно обнаружить. Следует лишь прогуляться по красивой тополиной аллее, ведущей от перекрёстка улиц Самойловой и Салова, и проходящей вдоль домов 24, 22 и 20 по улице Салова и дома 4 по Волковскому проспекту. Название "проспект Дзержинского" условно. Нет достоверного подтверждения этой версии. Но, поскольку Гороховая улица в советские времена носила название "улица Дзержинского", данное предположение кажется весьма реалистичным.

Нереализованный проспект Дзержинского упирается в Волковский проспект. В этом же месте Волковский проспект и заканчивается. Дорога севернее уже носит название "набережная реки Волковки". Дом 1 по Мгинской улице, построенный в 1955 году и выходящий фасадом на своеобразный треугольный бульвар, можно было бы назвать западной оконечностью северного жилмассива.

Восточной же границей является улица Самойловой. Нобелевская или Нобельская улица известна с 1898 года. Название связано с фамилией шведских предпринимателей Нобилей, владевших находившимися поблизости складами керосина. В 1923 году улица была переименована и названа в честь Конкордии Николаевны Самойловой (Громовой) – революционера, участницы коммунистического движения, выдающегося деятеля женского пролетарского движения в России – скончавшейся в 1921 году. На доме 2 по улице Самойловой (он же – дом 24 по улице Салова) имеется мемориальная доска.

 

Архитектура

Говоря об архитектуре как южного, так и северного жилмассивов Волковой Деревни, следует отметить необычайный для современного мегаполисы уют и некоторую отрешённость. Здесь нет многоэтажных зданий. Во внутриквартальной застройке преобладают двух- трёхэтажные строения. В красных линиях улиц имеются четырёх- пятиэтажные здания. Большинство домов послевоенной постройки. Волкова Деревня – один из немногих районов города, где в составе жилой застройки нет ни единого архитектурного вкрапления позже 1959 года.

Узкие проезды, озеленённые тополями, отдельным из которых почти столько же лет, сколько и домикам. Здесь нет суеты, толчеи, давки. В домах пониженной этажности всем жителям хватает мест для парковки. Хотя машин много, газоны и тротуары не заставлены автомобилями. Да и сами тротуары присутствуют не везде. Зато имеются дорожки для пешеходов, пересекающие многочисленные газоны. Есть хоккейная площадка, хотя и порядком позаброшенная. И тишина. Тишина, столь непривычная для городского района.

Деревянных строений в Волковой Деревне крайне не много. Один дом на Волковском кладбище и один на железнодорожной станции. Большинство же знаний – кирпичные. У ряда строений нет точной даты постройки. Имеется лишь расплывчатая формулировка "до 1917 года". Поэтому точно сказать, какой из домов самый древний не представляется возможным. Но перечислить можно все, не так уж их и много: Волковский проспект, дома 10 (до 1917), 14 (до 1917), 20 (до 1917) и 24 (1912); Средняя улица, дома 3 (1900), 6 (до 1917) и 9 (1917); Грузинская улица, дом 15 (1908); улица Салова, дома 3 (1910, по другим данным – ок. 1906), 7 (до 1917) и 16 (до 1917); Андреевская улица, дом 4. Есть ещё несколько построек на закрытых территориях, в каком они состоянии сказать сложно. Из вышеперечисленного: дом 10 по Волковскому проспекту давно пребывает в развалинах, поговаривают о возможности сноса; дом 15 по Грузинской улице также представляет собой унылое зрелище; дом 7 по улице Салова пытаются облагородить – приляпывают на старинное здание современный пластиковый фасад. Остальные строения находятся в более-менее приемлемом виде.

Из довоенных зданий надлежит отметить дом 4 по Волковскому проспекту (1934), дом 7 по Мгинской улице (1939), дом 11 по Дубровской улице (1935), дом 12 по улице Самойловой (1940) и дом 13 по Дубровской улице (1944), который, впрочем, можно отнести и уже к послевоенным. И вот этим самым послевоенным домам следует уделить особое внимание.

Весной 1946 года управление по делам архитектуры Исполкома Ленrорсовета провело конкурс, целью которого было получить новые предложения архитектурного, планировочного и конструктивного порядка для дальнейшего проектирования малоэтажных зданий. Ещё до этого XIV сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся приняла решение наряду со строительством многоэтажных жилых зданий на основных магистралях города, допустить строительство капитальных малоэтажных жилых зданий в периферийных районах. Под малоэтажное строительство были отведены территории в ряде районов Ленинграда, в каждом из которых создавались один или несколько комплексных малоэтажных микрорайонов.

Однако по причине невозможности централизовать проектирование, сложилась ситуация, при которой каждая мастерская треста "Ленпроект" проектировала дома для своих районов. Под малоэтажное строительство были отведены территории в Невском, Кировском, Калининском, Выборгском, Ждановском и Московском районах, в каждом из которых создавалось один или несколько микрорайонов. Проекты зданий для Московского района – двухэтажные 8-квартирные дома в четырёх: вариантах – готовили архитекторы А. И. Гегелло и А. Д. Кац, проекты общежитий – архитекторы А. И. Гегелло и В. С. Косвен.

В 1947 году развернулось массовое строительство малоэтажных комплексов в городе. Первые дома из этой серии были возведены в северном жилмассиве Волковой Деревни в 1948 году, в южном – в 1950-м.

Достаточно широко распространено мнение о том, что если не все, то некоторые из малоэтажных зданий, построенных в Ленинграде в послевоенные годы, были возведены по немецким проектам или же при проектировании был в той или иной степени использован "трофейный" немецкий опыт. Не менее устойчивы слухи о том, что их строили немецкие военнопленные. Про некоторые дома доподлинно известно, что это правда, хотя подтверждённые случаи крайне немногочисленны. Оставим споры на эту тему специалистам. Касательно строений Волковой Деревни, нет документальных сведений о том, что труд военнопленных был использован при строительстве. Проекты же, по которым строились здания, в советской прессе обозначались исключительно как советские, но по-другому и быть не могло.

А проекты нравились не всем. В чём только не обвиняли архитекторов. В несвойственном Ленинграду провинциализме, неоправданных старомодных вкраплениях, маловыразительности, формализме и упрощенчестве. Пройдёт каких-то пятнадцать лет, и маловыразительность станет нормой, а упрощенчество – стандартом. И вступит Ленинград в эпоху бетонных коробок. Коробок, которым нет конца, и у которых нет лица. А маленькие ажурные старомодные домики до сих пор радуют глаз. Конечно они обветшали. Шутка ли, многим из них под семьдесят. И в ряде районов города они потихоньку исчезают, заменяются современными зданиями. Особенно ужасает, когда в микрорайон с маленькими, гармонично сосуществующими домиками, внедряется совершенно инородное тело – современный небоскрёб. По счастью, доныне такая участь Волкову Деревню миновала. Даже громадное здание стекла и бетона – ТРК "Радиус" не портит район. Оно стоит на отшибе, как бы за границей малоэтажной застройки, не соприкасаясь с ней.

 

Перспективы

Что станет с уникальным районом в перспективе? Куда качнётся маятник цивилизации? На эти вопросы ответов пока нет. Самым страшным злом для района может стать сооружённая в 2008 году станция метро. С момента своего открытия, и вплоть до пуска в эксплуатацию станций "Бухарестская" и "Международная", "Волковская" была вполне загруженной. Всё северное Купчино стремилось сюда. Но вот ситуация изменилась. Теперь основной поток купчинских пассажиров принимает "Международная". "Волковская" же стала станцией без ажиотажа даже в часы пиковых нагрузок. И не мудрено. Всех нынешних жителей Волковой Деревни без труда мог бы вместить один жилой комплекс вроде "Лазурного" или "Бригантины". Сколь-нибудь значительных производств поблизости нет. Лишь разномастные склады да небольшие предприятия. А место, по причине наличия метро под боком, может быть весьма востребованным у инвесторов. Вот и есть опасения, что может прийти конец тихому и безмятежному существованию небольшого и весьма колоритного района. Первой ласточкой может стать дом 10 по Волковскому проспекту. Уже несколько лет он стоит в полуразрушенном состоянии и есть опасения в том, что будучи однажды признан непригодным для восстановления, будет порушен окончательно. В перспективе такая же судьба может ждать и другие дома микрорайона. Возможно, далеко не все жители Волковой Деревни разделяют романтику района. В старых обветшавших домах, из-за всяческих бытовых неурядиц, жизнь порой кажется совсем не сладкой. Верояно, многие без сожаления променяли бы Волково на новый современный многоэтажный комплекс. Однако хочется надеется, что эти маленькие стандартные, но вместе с тем, имеющие свою индивидуальность домики не будут уничтожены, а наоборот, будут отремонтированы и сохранены в качестве архитектурного наследия послевоенного Ленинграда.

 

 

       
 

Касимовская улица, дом 8

 

Задворная улица, дом 6

 

Задворная улица

 

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

       
 

Часть бывшей Прогонной улицы

 

Средняя улица, дом 6

 

Волковский проспект, дом 24

 

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

       
 

Задворная улица, дом 6

 

Бомбоубежище

 

Грузинская улица, пустырь, вид на запад

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

       
 

Улица Салова, дом 20

 

Волковский проспект, дом 4

 

Трасса несостоявшегося проспекта

 

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

       
 

Волковский проспект, дом 1

 

Андреевская улица, дом 4

 

Андреевская улица

 

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

 
       
 

Дубровская улица

 

Элемент декора

 

Дубровская улица

 

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

 
       
 

Улица Салова

 

Мемориальная доска

 

Улица Самойловой, дом 13 по Дубровской ул.

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 

 

       
 

Бывший карбюраторный завод

 

Стела на территории завода

 

Памятник Куйбышеву на территории завода

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото август 2014 г.

Полный размер   Фото август 2014 г.

 

 

       
 

Дубровская улица, дом 5

 

Волковский проспект, дом 20

 

Волковский проспект

 

 

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

Полный размер   Фото март 2015 г.

 
 
         

Панно станции метро "Волковская"

 

Полный размер   Фото июнь 2015 г.

Полный размер   Фото июнь 2015 г.

Полный размер   Фото июнь 2015 г.

 
 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024