Куракина дорога, известная с конца
XVIII века (одно из первых
обозначений на карте
карте 1792 г.), была основной магистралью, соединявшей
поселения и предприятия левого берега Невы с Новгородской, Московской и,
далее, с Петергофской дорогами. Название получила от фамилии князей
Куракиных, к
усадьбе которых, в частности, вела. До середины 1920-х годов Куракина
дорога проходила от Куракиной дачи (проспект Обуховской Обороны,
187) до Царскосельской (Витебской) железнодорожной линии. Затем к
ней присоединили Куракину улицу, которая шла с 1913 года от
Московского шоссе (ныне – проспекта) до железной дороги, а в
1930-е годы из Куракиной дороги выделили Леснозаводскую улицу. В 1952 году
Куракина дорога вошла в состав Южного шоссе, которое, к тому
времени проходило от проспекта Стачек до
Средней Рогатки (ныне – площадь Победы). "Южным" шоссе стало в
1941 году, а до этого именовалось Краснокабацким шоссе. В 1955 году участок от
Нарымского проспекта (ныне – проспект Юрия Гагарина) до
проспекта имени И. В. Сталина (ныне – Московский проспект) отошел к
Алтайской улице. А в 1958 году был упразднён участок от
улицы Бабушкина до железнодорожной линии московского
направления, хотя между улицами
Седова и
Кибальчича участок шоссе до сих пор существует, но уже как
проезд без названия. Он идет между домами 87 и 89 по
улице Седова. В 1964 году участок от
площади Победы до нынешней
улицы Червонного Казачества присоединили к
Краснопутиловской улице, а участок от
Краснопутиловской улицы до
проспекта Стачек и стал, собственно,
улицей Червонного Казачества (в неё вошел еще маленький отрезок
до
улицы Примакова, бывшая Перепутная улица). В том же году
упразднили участок Южного шоссе от
Витебского проспекта до
проспекта Юрия Гагарина, хотя между
Витебским проспектом и
проспектом Космонавтов, шоссе также сохранилось как безымянный
проезд. В 1978 году из оставшейся части Южного шоссе был выделен еще и
Альпийский переулок. |
|
С середины XIX
века Куракина дорога – основная подъездная дорога к
деревне Купчино.
Сама деревня
находилась чуть южнее. От Куракиной дороги к ней вела небольшая
дорожка, после пересечения с
Чёрной речкой,
плавно переходящая в улицу деревни. |
|
Южное шоссе,
вид в сторону Купчина |
|
Вид в сторону
Невского района |
|
|
Проезд в Невский район |
Троллейбусная станция
"Сортировочная" |
Вид с Невского путепровода |
|
В середине 1930-х годов при
кирпичном заводе
№ 4, начавшем свою работу в 1940 году, был выстроен посёлок. Чёткая
планировка позволяет предположить, что все жилые строения были
стандартизованными и построены в одно время. Вероятнее всего большинство
домов были деревянными. Из довоенных построек до нашего времени сохранились
дом 53 по проспекту Славы (в прошлом – школа при посёлке)
1936 года постройки и дом 104 по Южному шоссе того же года (в
прошлом – дом ребёнка). В них теперь
расположены соответственно
отдел вневедомственной охраны и
райвоенкомат. В послевоенное время посёлок активно развивался. Из
воспоминаний
очевидцев известно, что здесь были многочисленные магазины,
различные склады, клуб. |
|
Дом 56 по Южному шоссе |
Дом 56 к.1 по Южному шоссе |
Дом 64 по Южному шоссе |
|
|
Дома 56 и 56 к. 1 по Южному
шоссе |
|
|
Дом 66 по Южному шоссе |
Вид на север, в сторону
проспекта Славы |
Дом 60 по Южному шоссе |
|
|
Дом 62 по Южному шоссе |
Справа – дом 62 по Южному шоссе |
|
На доме 68 по Южному шоссе
сохранилась единственная в Купчине башенка – стационарный пост
ВНОС – Воздушного наблюдения, оповещения и связи. Система таких постов
была построена на крышах ленинградских зданий во второй половине 1930-х годов.
Во время Великой Отечественной войны здесь были посты бойцов
МПВО, откуда и пошло название. Причём, иногда стояли зенитные пулемёты —
счетверённая установка М-4 (четыре "Максима"). Стояла также звукоулавливающая
аппаратура типа ЗТ-5 – несколько работающих станций позволяли примерно с 9
километров определить подлетающие самолёты противника. Вся информация с этих
постов стекалась в единый штаб ГО.
Всего к 2014 году в городе сохранилось около 165 башен (включая
башни послевоенной постройки). Во время
войны их было более 150.
В целом, функции этих башен (постов) во время войны можно свести к
следующему:
1) наблюдение за небом, т. е. за вражеской
авиацией (в ряде случаев, с помощью звукопеленгаторной аппаратуры) и выдача
целеуказания зенитной артиллерии
2) в некоторых случаях – ведение зенитного огня
по пикирующим бомбардировщикам противника
3) определение мест падения бомб вообще, особенно
зажигательных и немедленное оповещение о них групп, занимающихся тушением
"зажигалок"
4) наблюдение за небом на предмет сброса
парашютистов, диверсантов, а также агитационных материалов (листовок)
5) выявление работы вражеских
шпионов-корректировщиков, которые при помощи ракетниц и иных сигналов наводили
вражеские бомбардировщики или корректировали огонь вражеской артиллерии
6) отслеживание любых нештатных ситуаций в
окрестностях поста
Все посты были снабжены телефонными аппаратами, сообщения от
которых поступали в центральную диспетчерскую и наносились на карту оперативной
обстановки.
На крыше башенки –
триангуляционный пункт геодезической сети. |
|
Дома 66 и 68 по Южному шоссе,
башенка на доме 68 |
|
|
Дома 58 – 60 –
66 по Южному шоссе |
|
|
Дом 74 по Южному шоссе |
Дом 102 по Южному шоссе |
Вид от шоссе |
|
|
Строительство дома по
пр. Славы |
Дом 104 по Южному шоссе, военный комиссариат Фрунзенского района |
|
|
Слева – дом 104 по Южному шоссе |
Дом 104 по Южному шоссе, военный комиссариат Фрунзенского района |
|
|
Заброшенный дом 98 по Южному шоссе |
|
|
Дома 98 – 100 по Южному шоссе |
|
|
Дом 112 по Южному шоссе |
Вид на запад от АЗС |
Заброшенный дом 98 |
|
|
Дома 100 – 106 по Южному шоссе |
|
|
Дом 106 по Южному шоссе |
Нечётная
сторона шоссе, вид на северо-восток |
|
|
Нечётная сторона Южного шоссе,
вид на север, в сторону жилых домов |
|
|
Дом 100 по Южному шоссе |
Дом 106 по Южному шоссе |
|
|
Дома 106 и 108 по Южному шоссе |
Дом 110 по Южному шоссе |
|
|
Дом 110 по Южному шоссе |
Дом 116 по Южному шоссе |
|
|
Дом 116 по Южному шоссе |
Дом 114 по Южному шоссе |
|
|