Платформа Проспект
Славы
Первое упоминание (из
обнаруженных к настоящему времени) о том, что у деревни Купчино
планируется к строительству железнодорожная платформа, относится к
1872 году. И планировалась эта самая платформа ни кем-нибудь, а
именно жителями деревни.
В том самом году между купчинскими крестьянами и правлением
Царскосельской железной дороги развернулась активная переписка на
предмет разрешения и
согласования этого, крайне важного для купчинцев, проекта. Понятно,
сами крестьяне перепиской не занимались. Для такого дела ими был
избран уполномоченный. Им стал губернский секретарь Ю. А. Нарбут.
Именно он и проводил согласования. |
Некоторые документы из переписки по теме
строительства платформы. РГИА Ф. 262. Оп. 1. Д. 522. |
Чертёж деревянной платформы
у купчинского переезда РГИА Ф.
350. Оп. 26. Д.
43. |
К сожалению, из
имеющихся документов нельзя сделать однозначный вывод о
том, была всё-таки построена платформа, или же нет. Согласно странице
расписания Царскосельской железной дороги Указателя
путешествия по России 1873 года (№ 44, С. 83), «по воскресеньям поезда, отправляющиеся из
С.-Петербурга в Царское село в 8 часов утра и из Царского Села в 5
часов 20 минут пополудни, будут останавливаться у вновь устроенной
платформы при деревне Купчино на 9 версте от С.-Петербурга для
приёма и выпуска пассажиров». Указание об остановочном пункте в
будущем времени и отсутствие упоминаний о нём в других источниках
(опять же, на данный момент) не позволяет с уверенностью
говорить о том, что платформа существовала. Не исключено, что она
и была построена, но использовалась редко или
же совершенно не была задействована в пассажирском движении.
Как бы то ни было, к началу XX платформы у
деревни не существовало. Известно, что в переписке по теме
возведения купчинской церкви, Ф. Н. Орнатский указывает
железнодорожную платформу у деревни лишь как возможную к обустройству, но не
как действующую. Однако в начале XX века
платформа так и не будет сооружена. Лишь при советской власти купчинцы наконец смогут прокатиться с ветерком в Петроград и Детское
Село, но об этом ниже. |
Согласно
справочнику А. С. и В. А. Архангельских, платформа (остановочный
пункт) Купчино была основана в 1927 году. Совершенно
очевидно, что такая информация является ошибочной.
В 1916 году, согласно расписанию, остановочного пункта
у деревни ещё
не существовало. Однако в декабре 1917 года в адрес управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги от имени
купчинского сельсовета было направлено ходатайство об
организации платформы и запрос на стоимость обустройства
оной. Обращение было повторено также в 1918 и 1919 годах. В
феврале 1919 года был получен ответ, из которого следует,
что стоимость обустройства платформы обойдётся в 7500
рублей.* |
Запрос комиссару службы пути
Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги 1918 г.
(ЦГА СПб. Ф.1398. Оп.1. Д.54) |
Очевидно идя
навстречу пожеланиям трудящихся остановку у деревни
организовали. В расписании поездов от 1918 года отмечается
две пары поездов, останавливающиеся на полминуты у поста на
девятой версте. При этом платформа в расписании не
указывается. Нет сомнений, что речь идёт об остановке у
Купчина. |
Расписание отправляющихся из Петрограда и
прибывающих в Петроград поездов прямого и местного следования без
пересадки
с 1 июня 1918 г. (листы расписания
Московско-Виндаво-Рыбинской дороги с 1 мая 1918 г.)
Скачать расписание |
Очевидно
платформа была построена в период с 1919 по 1922 год. Уже в расписании
на 1922/23 год упоминается остановочный пункт с названием «Купчино». Как ни
странно, но время прибытия поезда к платформе не обозначалось, указывалось только
время стоянки – 1 минута. Это больше, нежели остановка в
1918 году.
Надо отметить,
что все 20-е годы составы останавливались у Купчина нечасто. Зато к 1935 году здесь уже
регулярно брали пассажиров 14 пар пригородных поездов.
Во время
Великой Отечественной войны пассажирское движение по
железной дороге витебского направления не осуществлялось. В
железнодорожной насыпи, в частности, у платформы Купчино,
были возведены различные фортификационные сооружения.
После Победы
деревня, практически стёртая с лица земли, вновь ожила. Люди
начали обустраиваться на старом месте. Ожила и платформа.
В 1953 году участок Ленинград –
Павловск был
электрифицирован.
Рядом с
платформой железную дорогу пересекала трасса
Куракиной дороги,
впоследствии – Южного шоссе. Здесь появился
переезд. Переезду столько же лет, сколько и самой железной дороге. Он просуществовал до конца 1960-х годов.
После прорытия вдоль железнодорожных путей Волковского канала
на трассе Южного шоссе был построен деревянный 4-й Волковский
мост. По мосту осуществлялось движение транспорта. При ликвидации переезда был уничтожен и мост. Ныне – это название носит пешеходный мост, ведущий к подземному переходу под
железнодорожными путями и проходом к платформам.
В начале
1970-х годов платформы подверглись капитальной
реконструкции. Ранее они располагались с обеих сторон от
переезда. Южнее переезда была платформа для посадки на
поезда в сторону Павловска (нечётная), севернее – в сторону
Ленинграда (чётная). Ныне платформы располагаются одна
напротив другой. При этом платформа для посадки в сторону
Витебского вокзала сохранила своё старое место расположения.
Проход к платформам осуществляется через подземный
пешеходный переход. Он же соединяет Фрунзенский район с
Московским.
В 1974 году платформа получила своё нынешнее название. Одновременно
название
"Купчино" было присвоено платформе, ранее носившей
название
"Витебская". |
Платформа Купчино |
|
Платформа Купчино |
|
Платформа Купчино, переезд |
Фото 1950-х гг. из семейного архива Екатерины
Барабановой |
|
Фото 1950-х гг. из Историко - географического атласа
Ленинграда 1977
г. |
|
Фото 1950-х гг. из
архива
Ираиды Васильевой |
Фото Павла Илларионовича Зимина из личного архива
Вячеслава Чурашова, зима 1965-1966 гг.
Полный размер |
Кадры киносъёмки Валерия Чурашова из личного архива
Вячеслава Чурашова, конец 1960-х гг. – начало 1970-х гг. |
Кадры киносъёмки Валерия Чурашова из личного архива
Вячеслава Чурашова, конец 1960-х гг. – начало 1970-х гг. |
Подземный переход и проход к платформам,
билетная касса |
Четвёртый
Волковский мост |
|
В 2008 году была проведена
реконструкция платформы. Установлены турникеты, новые вывески, новая
охранно-пожарная сигнализация, увеличена длина платформ. |
Интерьеры
платформы Проспект Славы |
|
Интерьеры
платформы Проспект Славы |
|
На месте нынешнего путепровода
существовало
путевое развитие, что позволяет считать Купчино, в определённые
периоды, железнодорожной станцией. Сюда подходил одъездной путь. Он проходил
параллельно современной улице Типанова (южнее её), и вёл
к зданию
электроподстанции. Ещё до 2007 года сохранялись рельсы на боковом
проезде Витебского проспекта. Сейчас от подъездного пути осталась
лишь маленькая часть у автомобильной стоянки. |
|
Вид на северо-восток |
Сохранившиеся рельсы в Московском районе |
Вид на юго-запад |
|
В 2009 году заменили
незадолго до того
установленные вывески и таблички на платформах, приведя их, таким
образом, под единый на всей железной дороге стандарт. |
|